Три основных вида последствий реализации инноваций. Определение и виды инноваций. Торговая инновация: сущность, свойства, функции

20.06.2022 Успех

Инновационный менеджмент Бандурин Александр Владимирович

2.1. Виды инноваций и их классификация

Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т. п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с цель. Удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

* радикальные (базовые);

* улучшающие;

* модификационные (частные).

Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.

Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:

* технологические;

* производственные;

* экономические;

* торговые;

* социальные;

* в области управления.

Достаточно полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин:

1. По распространенности:

* единичные

* диффузные.

Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

2. По месту в производственном цикле:

* сырьевые

* обеспечивающие (связывающие)

* продуктовые

3. По преемственности:

* замещающие

* отменяющие

* возвратные

* открывающие

* ретровведения

4. По охвату:

* локальные

* системные

* стратегические

5. По инновационному потенциалу и степени новизны:

* радикальные

* комбинаторные

* совершенствующие

Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

Оригинальное инновационное наблюдение было сделано Н. Д. Кондратьевым в 20-х годах, который обнаружил существование так называемых "больших циклов" или, как их называют за рубежом, "длинных волн". Н. Д. Кондратьев указал на наличие взаимосвязи длинных волн с техническим развитием производства, привлекая к анализу данные о научно-технических открытиях, показывая волнообразный характер их динамики. Он исследовал динамику нововведений, отличая их от открытий и изобретений. Динамика нововведений исследуется в разрезе фаз большого цикла. В исследованиях Н. Д. Кондратьева впервые просматриваются основы так называемого кластерного подхода. Н. Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются по времени неравномерно, появляясь группами, то есть говоря современным языком, кластерами. Рекомендации Н. Д. Кондратьева могут быть использованы при выработке инновационной стратегии.

Из книги Организационное поведение: Практикум автора Громова Ольга

6.9. Практическое упражнение «Виды информации и виды коммуникаций» Цель.Развить навыки анализа различных видов коммуникаций и закрепить знания о том, какая информация передается по их каналам.Задание.Проанализируйте перечисленные в табл. 6.6 виды передаваемой в сообщении

Из книги Теория организации: конспект лекций автора Тюрина Анна

3. Классификация оборудования, мощность и ее виды Оборудование на предприятии – это активная часть основных производственных фондов, которые непосредственно участвуют в производственной деятельности предприятия. Качественной характеристикой оборудования является

Из книги Истинный профессионализм автора Майстер Дэвид

Из книги Инновационный менеджмент автора Бандурин Александр Владимирович

ГЛАВА II. ВИДЫ ИННОВАЦИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 2.1. Виды инноваций и их классификация Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования.

Из книги Стив Джобс. Уроки лидерства автора Саймон Вильям Л

Уроки инноваций Из истории создания компьютера iMac можно извлечь три важных урока о том, как проходит процесс инноваций: первый касается сотрудничества, второй – контроля, а третий – усиления заинтересованности сотрудников.Служащие Apple часто говорят о том, что в компании

инновация нововведение технология продукция

Для управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. Существует несколько подходов к классификации инноваций.

В зависимости от вида объекта инновации делятся на:

  • - инвестиционные;
  • - реальные (финансовые).

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают:

  • - применение новых материалов;
  • - новых полуфабрикатов и комплектующих;
  • - получение принципиально новых продуктов.

Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Процессные инновации - это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства. Следует отметить различия американской и японской систем инноваций: в США 1/3 всех инноваций относится к процессным, а 2/3 - к продуктовым; в Японии обратное соотношение.

По типу новизны для рынка инновации делятся на:

  • - новые для отрасли в мире;
  • - новые для отрасли в стране;
  • - новые для данного предприятия (группы предприятий).

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

  • 1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • 2. Инновации на выходе с предприятия (новые изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • 3. Инновации системной структуры предприятия (внутри системы):
    • - управленческой;
    • - производственной;
    • - технологической.

Экономический эффект от инновации получает потребитель.

В зависимости от степени новизны выделяют инновации:

  • - радикальные (базовые) - новый продукт на основе изобретения фирмы-«пионера», не имеющего аналога;
  • - улучшающие - новый продукт на основе изобретения улучшающего изобретения «пионера»;
  • - модификационные (частные) - новый продукт на основе рационализаторского предложения.

Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.

Изобретение - новое, преобладающее существенными отличиями «техническое решение практической задачи» в любой области хозяйственной, социально-культурной или оборонной сферы.

Изобретение-«пионер» - выдающееся изобретение, которому не предшествовали в мировой практике прототипы, аналоги, в основе их лежат открытия.

Открытия - установление неизвестных ранее объективно-существенных закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания.

Рациональное предложение - «техническое решение», обладающее относительной новизной. Например, новое решение для данного рынка, для данной отрасли или предприятия.

Предметная инновация - новые материальные ресурсы, сырье, комплектующие изделия, продукты.

Инновация в виде нового продукта является определяющей и носит название продуктовой инновации. Такая инновация направлена на удовлетворение новых потребностей или существующих, но по-другому.

Процессная инновация - новые услуги, производственные процессы, методы организации производства, организационные структуры.

Система управления - в этом классе инноваций определяющей является инновация в области производственных процессов. Технологическая инновация направлена на повышение качества продукта, роста производительности труда, увеличение объемов производства.

В связи с развитием информационных технологий важнейшей становиться информационная инновация, рассматриваемая как новый вид ресурса. Она обладает двумя важными свойствами:

  • 1) является первичной но по отношению к другим инновациям, так как в основе ее лежит информация;
  • 2) она неисчерпаема (в то время, как другие ресурсы исчерпаемы).

Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:

  • 1) технологические;
  • 2) производственные (новые технологии, оборудование, инструменты);
  • 3) экономические;
  • 4) торговые (новая форма обслуживания, новая организация складирования, новые способы рекламы);
  • 5) социальные (новый способ разрешения социальных конфликтов, новый способ адаптации нового работника, новый вид социальной помощи);
  • 6) в области управления (новые методы принятия решений).

В зависимости от характера использования инновации бывают:

  • а) потребительские (используются для удовлетворения личных потребностей, они не используются в научно-технических и производственных видах деятельности. Потребители - частные лица, семьи. Назначение - увеличение экономического, социального, психологического эффекта использования товара).
  • б) инвестиционные (новые виды комплектующих, оборудования, новые технологии. Потребители - производственные предприятия, научные организации и индивидуальные предприниматели).

Известна классификация инноваций, предложенная А.И. Пригожиным, включающая разделение инноваций по пяти группам на основе критериев:

  • 1. По распространенности:
    • - единичные
    • - диффузные.

Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

  • 2. По месту в производственном цикле:
    • - сырьевые
    • - обеспечивающие (связывающие)
    • -продуктовые
  • 3. По преемственности:
    • - замещающие
    • - отменяющие
    • - возвратные
    • - открывающие
    • - ретровведения
  • 4. По охвату ожидаемой доли рынка:
    • - локальные
    • - системные
    • - стратегические
  • 5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
    • - радикальные
    • - комбинаторные
    • - совершенствующие

Четвертое и пятое деления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, а также интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

По характеру общественных целей различают инновации:

Экономические, ориентированные на прибыль (производство лекарственных препаратов на экспорт и др.);

Экономические, не ориентированные на прибыль (экологические и др.);

Специальные (военные, здравоохранение, образование и др.).

Особенности инновационных процессов, которые должен учитывать инновационный менеджер при создании организационно-экономического механизма собственного дела, вытекают из преобладающего вида нововведения. Важным этапом анализа инноваций является их классификация по ряду основополагающих признаков (Таблица 1). Приведенные в данной таблице классификации подтверждают, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.

Таблица 1

Признак классификации

Виды нововведений

По степени радикальности (новизны, инновационному потенциалу, оригинальности технического решения и т.д.)

Радикальные (пионерные, базовые, научные и т.п.), ординарные (изобретения, новые технические решения)

По характеру применения:

  • * продуктовые;
  • * технологические;
  • * социальные;
  • * комплексные;
  • * рыночные

Ориентированные на производство и использование новых продуктов. Нацеленные на создание и применение новой технологии. Ориентированные на построение и функционирование новых структур

По стимулу появления (источнику)

Нововведения, вызванные развитием науки и техники, потребностями производства и рынка

По роли в воспроизводственном процессе

Потребительские и инвестиционные

По масштабу (комплексности)

Сложные (синтетические) и простые

Для кого являются нововведениями

Для производителя и потребителя; для общества в целом; для рынка

Классификация нововведений позволяет реализующей их организации:

Обеспечить проведение более точной идентификации каждого нововведения, определение его места среди других, а также возможностей и ограничений;

Обеспечить эффективную взаимосвязь между конкретным видом нововведения и инновационной стратегией организации;

Обеспечить программное планирование и системное управление нововведениями на всех этапах его жизненного цикла;

Разработать соответствующий организационно-экономический механизм реализации нововведения и замены его новым в целях обеспечения выполнения стратегических задач организации;

Выработать соответствующий механизм компенсации (преодоления антиинновационных барьеров), позволяющий уменьшить воздействие нововведения на устойчивость и равновесие системы.

Основными критериями классификации инноваций являются: комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования; возможность количественного (качественного) определения критерия; научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.

Исходя из состава нововведений, выделяют ряд наиболее часто встречающихся видов.

1. Источник идеи для инновации могут выступать:

Открытие, научная идея, научная теория, явление;

Изобретение, ряд изобретений, лицензии;

Рационализаторские предложения;

Прочие ситуации.

2. Вид новшества .

Продукт, его конструкция или устройство, система и механизм;

Технология, методы, способы;

Материалы, вещества;

Постройки, здания, сооружения;

Информационный продукт;

3. По областям применения в научно-производственном процессе :

Научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;

Технические или продуктовые (ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя);

Технологические (возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции);

Информационно-коммуникационные(ведут к изменению технологий обработки информации и технологии связи у потребителя);

Маркетинговые (ведут к изменениям в исследовании рынков и работе на них, изменениям брэндов товаров и организаций);

Логистические (ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте);

Организационно-управленческие (ведут к изменениям в организационном механизме и системе управления, совершенствуют их);

Социально-экономические, правовые и другие, (изменяют социальные, экономические и правовые условия функционирования предприятия).

4. По месту в системе (на предприятии, в фирме):

Инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использования, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

Инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация);

Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

5. По уровню новизны инновационные товары и услуги могут распределяться на обладающие признаками:

Новые для отрасли в мире;

Новые для отрасли в стране;

Новые для данного предприятия.

В любом случае это нечто новое, неизвестное или не применявшееся ранее в конкретной области бизнеса, сфере деятельности или отдельной компании. Очень многое зависит от угла зрения. Например, внедрение автоматизированного учета, который сам по себе инновацией не является, может стать инновацией для конкретной компании, которая ранее системой автоматизированного учета не пользовалась.

В обзоре консультационной компании Booz, Allen & Hamilton доказывается, что 90% всех новых товаров – это «хорошо забытое старое».

Большинство новинок – модификация уже выпускаемых компанией товаров: продукты совершенствуются, расширяется специализация компании, она выходит на новые рынки. Только десятую часть всех новинок можно с полным правом назвать новшествами. Но не следует рассматривать усовершенствованные продукты как «низшую» форму инноваций. Она является главным средством сохранения «свежести» прекрасно зарекомендовавших себя торговых марок. Это позволяет производителям поддерживать на высоком уровне объем продаж и рентабельность товара. Усовершенствование изделия, снижение производственных издержек и репозиционирование способствуют доходности торговых марок, адаптации их к современным требованиям. И еще один интересный вывод: из тех, 10% по-настоящему новых инноваций, только 2% приходится на долю новых продуктов. Наиболее успешные инновации представляют собой новые маркетинговые концепции.

Новые старые товары . Новые способы применения знакомых потребителям продуктов.

Новые рынки – это новые группы потребителей товара.

Новые способы ведения коммерческой деятельности - это новаторские подходы к поставкам существующих товаров и обслуживанию потребителей. В современных условиях они являются одним из важнейших источником инноваций. Огромные возможности открывают создание новых каналов распределения и предложение новых способов обслуживания потребителей.

6 . По типу инновации выделяют

Материально-технические

Социальные.

В зависимости от технологических параметров и их влияния на достижение экономических целей организации, материально-технические инновации включают:

Инновации-продукты (продуктовые инновации)

Инновации-процессы (технологические инновации).

Продуктовые инновациивключают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих для получение принципиально новых продуктов. (позволяют обеспечить рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних, так и за счет увеличения объёма продаж).

Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе фирмы и означают новые методы организации производства (позволяют улучшить экономические показатели за счет: совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, увеличения объёма продаж вследствие производительного использования имеющихся производственных мощностей, возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов).

Социальные инновации включают: экономические (новые методы оценки труда, стимулирование, мотивация и пр.), организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений и контроль за исполнением и пр.), правовые и педагогические инновации, инновации человеческой деятельности (изменение внутриколлективных отношений, разрешение конфликтов и пр.).

Особенности социальных нововведений по сравнению с материально-техническими заключается в том, что:

они имеют более тесную связь с конкретными общественными отношениями и деловой средой;

они имеют большую сферу применения, т.к. реализация технических новшеств часто сопровождается необходимыми управленческими и экономическими нововведениями, в то время как сами социальные нововведения не требуют нового технического оснащения;

их реализация характеризуется меньшей наглядностью обеспечения преимуществ и сложностью расчета эффективности;

при их реализации отсутствует стадия изготовления (она совмещена с проектированием), что ускоряет инновационный процесс;

7. Широта воздействия (масштабы распространения) инноваций:

Глобальное, мировое;

Народнохозяйственное, национальное;

Отраслевое;

Локальное.

8. Темпы осуществления инноваций:

Быстрые, нарастающие;

Замедленные, равномерные;

Медленные, затухающие.

9. По глубине вносимых изменений (инновационному потенциалу) выделяют инновации:

-радикальные (базовые ) - включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления. Потенциальными результатами радикального нововведения является обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей. Именно радикальные нововведения с большим успехом могут найти распространение в других областях и тем самым, создать новые потребности и новые рынки сбыта. Их создание связано с большим уровнем рисков и неопределенностей, технических и коммерческих. Эта группа нововведений не является распространенной, отдача от них непропорционально значительна. Ранняя стадия процесса радикальных инноваций как богата различными возможностями, так и бедна фактической информацией. Из-за высокой степени неопределенности эта фазу инновационных разработок стали называть «туманной исходной точкой» ("the fuzzy front end").

К радикальным инновация можно отнести создание двигателя внутреннего сгорания. Пример поддерживающей инновации - электрические стеклоподъемники в автомобиле».

-улучшающие (модифицированные, инкрементные) - приводят к улучшению или дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Это наиболее распространенный тип инноваций. Малые улучшения создаются в ходе непосредственно наблюдения как в сфере потребления товара, так и в технологии его производства. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек производства и поэтому обязательно реализуется. Особое значение придается таким нововведениям в условиях массового производства, в результате чего возникают сбалансированные по своим параметрам продукты, нацеленные на длительное удержание рыночных позиций; Инкрементные инновации – это незначительные изменения уже существующего продукта, не носящие революционного характера. Например, корректировка состава продукта, создание зонтичного бренда или новая упаковка. Об этом мало говорят, но чаще всего именно такого рода изменения приносят основную часть прибыли компаниям, а, кроме того, такого рода инновации доступны всем, так как они не требуют больших финансовых вложений, гигантского штата разработчиков и период их создания и внедрения минимален. Получается, что они экономически более выгодны, чем глобальные нововведения. Незначительные изменения тоже помогают компаниям выходить на новые рынки и отвоевывать место под солнцем у конкурентов, т.е. решать стратегические задачи и повышать конкурентоспособность бизнеса.

Факторы, стимулирующие развитие локальных инноваций:

1)Специфика продукта.

2)Стремление потребителей к разнообразию. Особенно это актуально для продуктов типа компьютеров или мобильных телефонов, где потребительский спрос очень высок, разброс желанных и необходимых приложений и дополнений огромен, а представления об идеальном дизайне строго индивидуальны. Локальные инновации позволят компании расширить линейку, привлечь новых клиентов и сохранить существующих.

3)Сектор рынка . Радикальные изменения в сфере услуг напрямую зависят от появления столь же кардинальных инноваций в производстве, незначительной модернизации позволят компании не опасаться свое будущее.

Конечно, есть отрасли, где новые продукты принципиально важны, но даже в этих секторах не обойтись без инкрементных инноваций. Потому что они, в первую очередь, призваны поддерживать радикальные новшества. Эффективный лидер должен понимать, что каждая глобальная инновация может служить трамплином для целого ряда инкрементных инноваций, что увеличит «срок годности» продукта и позволит получить большую прибыль, которую, в свою очередь, можно направить на новые разработки.

4)Инкрементные инновации позволяют компаниям успешно входить в новые рынки или осваивать новые ниши, расщепляя существующие бренды согласно потребностям потенциальных клиентов. Та же стратегия способствует увеличению доли и на местном рынке, серьезно ограничивая стремления конкурентов и не давая им возможности предложить собственные продукты. Это позволяет выиграть время, необходимое для разработки и внедрения тех решений, которые пока находятся лишь на стадии проектов.

Однако заметим, что локальные инновации не всегда следуют за глобальными, а часто предваряют их, давая компаниям толчок к развитию и новые идеи.

Такого рода незначительные изменения помогают завоевывать и новые страны, и новые ниши на рынке.

5) Небольшие инновации позволяют компании увеличивать стоимость своих товаров , ведь дополнительные опции позволят вам в несколько раз увеличить цену на продукт без негативной реакции со стороны потребителей.

6) инкрементные инновации помогают компаниям в борьбе за влияние . Например, на розничном рынке в условиях жесточайшей конкуренции за место на полке, производители могут расширить предлагаемый ассортимент продукции, путем небольших изменений состава или начав производить смежные продукты, не требующие радикального переоборудования цехов и привлечения большого количества новых специалистов. Широта и разнообразие предложений дает большее количество места на полках ритейлера, серьезно затрудняя конкурентам путь на склады магазинов. К увеличению количества товаров, объединенным одним брендом, также прибегают, если категория продукта имеет низкую приверженность потребителя или если потребители в конкретном сегменте часто меняют производителей в поисках разнообразия. Наличие зонтичных брендов снижает возможность ухода клиентов к конкурентам.

-комбинаторные (инновации с предсказуемым риском) - представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, не носящие, как правило, радикального характера. Разработка нового поколения продуктов (в т.ч. путем сочетания различных сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успешно, что отличает их от радикальных. Такие нововведения под силу только крупным предприятиям и редко встречаются в хозяйственной практике. По уровню отдачи они близки к радикальным.

По принципу отношения к своему предшественнику :

- замещающие, которые предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций (например, новая версия мобильного телефона, технологического процесса);

- отменяющие - исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагает ничего взамен (например, в фармацевтической отрасли новые знания способствуют запрещению использования того или иного медикамента);

- возвратные , которые подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения (тенденции моды, отказ от новых материалов и технологий);

- открывающие , которые создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников (радио, ДНК -анализ).

11. По механизму осуществления выделяются:

- единичные, реализуемые на одном объекте,

Диффузные, распространяемые на множестве объектов, инновации.

Предыдущая
  • 3.4. Диффузия и степень новизны
  • 4. Сбор сведений по ключевым проблемам 4.1. Инновационная деятельность и затраты
  • 4.2. Факторы, влияющие на инновационный процесс
  • 4.3. Инновационное предприятие и воздействие инноваций
  • 4.4. Взаимосвязи в инновационном процессе
  • 5. Некоторые структурные проблемы обследований
  • 5.1. Подход к сбору данных
  • 5.1.1. Выбор подхода для обследования
  • 5.1.2. Методы обследований
  • 6. Соотношения между Руководством Осло и другими международ­ными стандартами и концепциями
  • 6.1. Руководства по измерению научной и технической деятельности
  • 6.2. Другие экономические нормативы и классификации
  • Бокс 1.2. Руководства и другие инструктивные издания для измерения активности в сферах науки и технологий
  • 6.3. Другие понятия и обследования, относящиеся к проблеме
  • 7. Заключительное замечание
  • Глава 2. Теория инноваций и потребности в измерениях
  • 1.Введение
  • 2. Экономика инноваций
  • 3. Предметные рамки измерений
  • 4. Отраслевые и региональные аспекты инноваций
  • 4.1. Инновации в сфере услуг
  • 4.2. Инновации в низко- и среднетехнологичных отраслях
  • 4.3. Инновации на малых и средних предприятиях
  • 4.4. Региональные инновации
  • 4.5. Глобализация
  • 5. Области исследования
  • 5.1. Что поддается измерению?
  • 5.2. Вклад в инновации
  • 5.3. Связи и роль диффузии
  • 5.4. Влияние инноваций
  • 5.5. Стимулы и препятствия для инновационной деятельности
  • 5.6. Спрос
  • 5.7. Прочее
  • 5.7.1. Человеческие ресурсы
  • 5.7.2. Законы и регламенты
  • Глава 3. Основные определения 1.Введение
  • 2. Инновация
  • 3. Главные типы инноваций
  • 4. Отличительные признаки типов инноваций
  • 4.1. Отличительные признаки продуктовых и процессных инноваций
  • 4.2. Отличительные признаки продуктовых и маркетинговых иннова­ций
  • 4.3. Отличительные признаки продуктовых инноваций в сфере услуг и маркетинговых инноваций
  • 4.4. Отличительные признаки процессных и маркетинговых инноваций
  • 4.5. Отличительные признаки процессных и организационных иннова- ций
  • 4.6. Отличительные признаки маркетинговых и организационных ин­новаций
  • 5. Изменения, не признаваемые инновациями
  • 5.5. Регулярные сезонные и другие и циклические изменения
  • 5.6. Продажа новой или значительно улучшенной продукции
  • 6. Новизна и диффузия
  • 7. Инновационное предприятие
  • 8. Сбор данных об инновациях
  • Глава 4. Институциональные классификации
  • 1. Общий подход
  • 2. Учетные единицы
  • 2.1. Первичная статистическая единица
  • 2.2. Вторичная статистическая единица
  • 3. Классификация по видам основной экономической деятельности
  • 4. Классификация по размеру
  • 5. Другие классификации 5.1. Тип организации
  • 5.2. Прочие классификации
  • Глава 5. Связи в инновационном процессе 1.Введение
  • 2. Входящая диффузия
  • 2.1. Типы связей
  • 2.2. Сбор данных о взаимосвязях в инновационном процессе
  • 2.2.1. Возможные варианты вопросов о связях для инновационных обследова­ний
  • 2.2.2. Разработчик инноваций
  • 2.3. Другие показатели связей
  • 2.3.1. Типы знаний и способы передачи
  • 2.3.2. Социальный или сетевой капитал
  • 2.3.3. Дополнительная информация об инновационном сотрудничестве
  • 3. Исходящая диффузия
  • 4. Управление знаниями
  • Глава 6. Измерение инновационной деятельности 1.Введение
  • 2. Составные части и диапазон инновационной деятельности
  • 2.1. Исследования и экспериментальные разработки
  • 2.2.2. Приобретение машин, оборудования и других капитальных товаров
  • 2.2.3. Прочие виды подготовки продуктовых и процессных инноваций
  • 2.2.4. Маркетинговая подготовка продуктовых инноваций
  • 2.3. Деятельность в области маркетинговых и организационных инно­ваций
  • 2.3.1. Подготовка маркетинговых инноваций
  • 2.3.2. Подготовка организационных инноваций
  • 2.4. Дизайн
  • 2.5. Граница между инновационной деятельностью, связанной с ир и не связанной с ир
  • 2.6. Разработка и использование программного обеспечения в иннова­ционной деятельности
  • 3. Сбор данных об инновационной деятельности
  • 3.1. Качественные сведения об инновационной активности
  • 3.1.1. Прочие качественные показатели инновационной активности
  • 3.2. Количественные данные об инновационной активности
  • 3.3. Прочие проблемы измерений 3.3.1. Внутренние и внешние затраты
  • 3.4. Классификация по видам затрат
  • 3.4.1. Соотношение между инвестициями в нематериальные активы и за­тратами на инновации
  • 3.6. Субъектный подход против объектного подхода
  • Глава 7. Цели, препятствия и результаты инновационной деятельности
  • 1.Введение
  • 2. Цели и результаты инноваций
  • 3. Другие показатели влияния инноваций на эффективность дея­тельности предприятия
  • 3.1. Влияние на оборот
  • 3.1.1. Доля оборота, приходящаяся на новые или существенно улучшенные продукты
  • 3.1.2. Процессные инновации
  • 3.1.3. Маркетинговые инновации
  • 3.2. Влияние процессных инноваций на затраты и занятость
  • 3.3. Влияние инноваций на производительность
  • 4. Факторы, препятствующие инновационной деятельности
  • 5. Вопросы собственности на инновации
  • Глава 8. Процедуры обследования 1.Введение
  • 2. Статистические совокупности
  • 2.1. Изучаемая совокупность
  • 2.2. Рамочная совокупность
  • 3. Методы обследований
  • 3.1. Обязательное или добровольное обследование
  • 3.2. Списочное или выборочное обследование
  • 3.3. Домены
  • 3.4. Техника формирования выборок
  • 3.5. Панельные обследования
  • 3.6. Методы обследований и респонденты
  • 3.7. Опросный лист
  • 3.7.1. Краткие анкеты
  • 3.8. Инновационные обследования и обследования сферы исследова­ний и разработок
  • 4. Оценка результатов 4.1. Методы взвешивания
  • 4.2. Случаи отсутствия ответов
  • 5. Представление результатов
  • 6. Периодичность сбора данных
  • 1. Введение
  • 2. Характеристики инноваций в развивающихся странах
  • 2.1. Размеры и структура рынков и предприятий
  • 2.2. Инновационный ландшафт в развивающихся странах
  • 2.2.1. Нестабильность
  • 2.2.2. Неформальность
  • 2.2.3. Особенности экономической и инновационной среды
  • 2.2.4. Ограниченная способность принимать решения в области иннова- ций
  • 2.2.5. Слабость инновационных систем
  • 2.2.6. Характерные особенности инновационного процесса
  • 3. Измерение инноваций в развивающихся странах
  • 3.1. Специфические потребности, связанные с разработкой государствен­ной политики и стратегий развития бизнеса: потенциально инновацион­ные предприятия
  • 3.2. Приоритеты измерений
  • 3.2.1. Инновационный потенциал
  • 3.2.2. Затраты на инновационную деятельность
  • 3.2.3. Организационные инновации
  • 4. Основные адаптации
  • 4.1. Икт в инновационных обследованиях
  • 4.2. Связи
  • 4.3. Виды инновационной деятельности
  • 4.4. Дополнительная адаптация
  • 5. Методологические вопросы в контексте особенностей развивающихся стран
  • 5.1. Специфика систем информации
  • 5.2. Общие методологические соображения 5.2.1. Проведение обследования
  • 5.2.2. Построение анкеты (опросного листа)
  • 5.2.3. Частота проведения обследований и другие рекомендации
  • 6. Мысли о будущем
  • 1. Введение
  • 2. Примеры инноваций
  • 542. Примеры продуктовых инноваций Товары:
  • 545. Примеры процессных инноваций Производство:
  • 551. Примеры организационных инноваций
  • 3. Главные типы инноваций

      Различают четыре типа инноваций: продуктовые, процессные, мар­кетинговые и организационные. Эта классификация обеспечивает наи­большую возможную преемственность с прежними определениями техноло­гической продуктовой и процессной инновации, использованными во втором издании Руководства Осло. Понятия продуктовой и процессной ин­новаций близки к прежним понятиям технологической продуктовой и технологической процессной инноваций. Введение маркетинговых и орга­низационных инноваций расширило диапазон типов инноваций, охваты­ваемых настоящим Руководством.

      Продуктовая инновация есть введение в употребление (внедрение) то­вара или услуги, являющихся новыми или значительно улучшенными по части их свойств или способов использования. Сюда включаются значительные усо­вершенствования в технических характеристиках, компонентах и материа­лах, во встроенном программном обеспечении, в удобстве использования или в других функциональных характеристиках.

      В продуктовых инновациях могут использоваться новые знания или технологии. Они также могут основываться на новых приемах использова­ния или новых комбинациях уже существовавших знаний или технологий. Термин "продукт" используется для обозначения как товара, так и услуги. Понятие продуктовых инноваций включает в себя введение в употребление как новых товаров и услуг, так и осуществление значительных усовершен­ствований в функциональных или потребительских характеристиках уже существовавших товаров и услуг.

      Новыми продуктами считаются товары и услуги, значительно отли­чающиеся по своим характеристикам или предназначению от продуктов, производимых предприятием ранее. Примерами новых продуктов, где ис­пользовались новые технологии, можно считать первые микропроцессоры или цифровые фотоаппараты. Первый портативный МРЗ-плейер, в котором использовалось сочетание уже существовавшего программного обеспечения и технология использования миниатюризированного жесткого диска, был новым продуктом, в котором комбинировались существовавшие до этого тех­нологии.

      Разработка нового способа использования продукта, подвергшегося лишь незначительным изменениям технических характеристик, является продуктовой инновацией. Примером служит введение в употребление нового моющего средства с использованием уже существо­вавшего химического соединения, которое до того применялось лишь в ка­честве вспомогательного средства при нанесении покрытий.

      Значительные улучшения уже существующих продуктов могут осу­ществляться за счет изменений в материалах, компонентах и прочих харак­теристиках изделий, улучшающих их свойства. Внедрение тормозной систе­мы ABS, навигационной системы глобального позиционирования GPS или улучшения других подсистем в автомобилях могут служить примерами продуктовой инновации, заключающейся в частичных изменениях или до­полнениях какой-либо одной из многих технических подсистем, объеди­ненных в изделии. Использование в производстве одежды воздухопрони­цаемых тканей является примером продуктовой инновации, заключающейся в использовании новых материалов для улучшения свойств продукта.

      Продуктовые инновации в сфере услуг могут включать в себя значи­тельные усовершенствования в способах их предоставления (например, с точки зрения эффективности и быстроты), дополнение уже существующих услуг новыми функциями или характеристиками или внедрение совершенно новых услуг. Примерами являются значительные усовершенствования в предоставлении банковских услуг посредством сети Интернет - такие, как огромное увеличение скорости и доступности или доставка клиента в на­значенное место и время в дополнение к услугам по прокату автомобилей. Организация приближенных к потребителю пунктов заказа услуг вместо не­многих удаленных от него диспетчерских центров является примером улуч­шения качества услуг.

      Дизайн является неотъемлемой частью разработки и реализации про­дуктовых инноваций. Тем не менее, изменения в дизайне, не влекущие зна­чительного изменения в функциональных характеристиках продукта или способах его предполагаемого использования, не считаются продуктовыми инновациями. Они могут, однако, признаваться маркетинговыми иннова­циями, о чем - далее. Очередные, рутинные модернизации или регуляр­ные сезонные изменения также не являются продуктовыми инновациями.

      Процессная инновация есть внедрение нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта. Сюда входят значительные изменения в технологии, производственном оборудовании и/или программном обеспечении.

      Процессные инновации могут иметь целью снижение себестоимости или затрат по доставке продукции, повышение ее качества либо производ­ство или доставку новых или значительно улучшенных продуктов.

      Методы производства включают технологические процедуры, оборудование и программное обеспечение, применяемые в производстве товаров или услуг. Примерами новых методов производства являются ус­тановка нового автоматизированного оборудования на производственной линии или компьютеризация проектно-конструкторских работ.

      Методы доставки затрагивают логистику предприятия и объединяют в себе оборудование, программное обеспечение и технологии, используемые в снабжении исходными материалами, в снабжении внутри предприятия и в доставке конечной продукции. Примерами новых методов доставки могут служить внедрение учета перемещений товаров с помощью штрих-кода или активной радиочастотной системы отслеживания перемещений транспортных средств (RFID).

      Процессные инновации включают новые или значительно улучшенные методы создания и предоставления услуг. Сюда могут входить значи­тельные изменения в оборудовании и программном обеспечении, исполь­зуемых предприятиями, ориентированными на предоставление услуг, или в процедурах и технологиях доставки услуги потребителю. Примерами служат внедрение в транспортном обслуживании аппаратуры слежения с использо­ванием навигационной системы GPS, освоение новой системы резервирова­ния в туристическом агентстве или разработка новых технологий управле­ния проектами в консультационной компании.

      Процессные инновации также включают новые или значительно улучшенные технические приемы, оборудование и программное обеспече­ние, используемые во вспомогательных видах деятельности, таких, как снабжение, бухгалтерский учет, вычисления, текущий ремонт и профилак­тика. Внедрение новой или значительно усовершенствованной информа­ционно-коммуникационной технологии (ИКТ) является процессной инно­вацией, если оно нацелено на повышение эффективности и/или качества вспомогательной деятельности предприятия.

      Маркетинговая инновация есть внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, его размещении, продвижении на рынок или в назначении цены.

      Маркетинговые инновации направлены на лучшее удовлетворение нужд потребителя, открытие новых рынков или завоевание новых позиций для продукции предприятия на рынке с целью увеличения объема продаж.

      Отличительной чертой маркетинговой инновации по сравнению с другими изменениями в маркетинговом инструментарии является внедре­ние метода маркетинга, который ранее не использовался данным предпри­ятием. Это изменение должно быть частью новой концепции или стратегии маркетинга, представляющей собою значительный отрыв от ранее сущест­вовавших на предприятии маркетинговых методов. Новый метод может быть либо самостоятельно разработан предприятием, осуществляющим ин­новацию, либо заимствован у других предприятий или организаций. Новые методы маркетинга могут внедряться как для новой, так и для уже сущест­вовавшей продукции.

      Понятие маркетинговых инноваций включает в себя значительные изменения в дизайне продукта, являющиеся частью новой концепции его маркетинга. Изменения в дизайне продукта в данном случае подразумевают изменения в форме и внешнем виде, не изменяющие функциональных или потребительских характеристик данного продукта. Они включают также изменения в упаковке продукции, такой, как пищевые продукты, на­питки и моющие средства, для которых упаковка является важнейшей со­ставляющей внешнего вида. Примером маркетинговой инновации в дизайне может служить значительное изменение в дизайне комплекта мебели для обновления ее внешнего вида и повышения привлекательности. Инновации в дизайне могут состоять также в значительных изменениях формы, внеш­него вида или вкуса пищевых продуктов или напитков - таких, как придание нового аромата или привкуса - для завоевания нового потребительского сегмента. Например, примером маркетинговой инновации в упаковке явля­ется использование радикально нового дизайна флаконов для лосьона, ко­торый по замыслу должен придать продукту оригинальный облик и при­влечь новую группу покупателей.

      Новые маркетинговые методы в размещении продукта (на рынке) в первую очередь подразумевают освоение новых каналов сбыта. В данном случае под каналами сбыта понимаются методы, используемые для продажи товаров и услуг потребителям, а не методы логистики (транспортировка, хранение и погрузочно-разгрузочные работы), затрагивающие главным об­разом сферу эффективности. Примерами маркетинговых инноваций в раз­мещении продукта служат первое внедрение системы франчайзинга, прямой продажи, эксклюзивной розничной торговли или лицензирование продукции. Инновации в размещении продукта могут включать в себя также использование новых концепций его представления покупателю. Примером служит организация помещений для продажи мебели, соответственно пере­строенных и позволяющих покупателям видеть товар в полностью декори­рованном интерьере.

      Новые маркетинговые методы в продвижении продукта (на рынок) включают в себя использование новых концепций продвижения товаров и услуг данного предприятия. Например, первое использование существенно большего разнообразия средств или техники массовой информации, скажем, показ продукта в мультфильмах или телевизионных программах или же его представление какой-либо знаменитостью является маркетинговой инновацией. Другим примером может служить брэндинг, например, создание и внедрение совершенно нового символа (в отличие от регулярного обновления вида привычного брэнда) в целях позициониро­вания продукта предприятия на новом рынке или придания ему нового имиджа. Внедрение персонализированной информационной системы, по­строенной на основе карт постоянных покупателей (loyalty cards), для подбора продуктов в соответствии со специфическими запросами индивидуальных клиентов тоже может считаться маркетинговой инноваци­ей.

      Инновации в назначении цены включают в себя использование новых стратегий ценообразования для рыночного продвижения товаров или услуг предприятия. Примерами являются первое использование нового метода варьирования цены товара или услуги в соответствии с текущим спросом (например, понижение цены при низком спросе) или внедрение нового метода, позволяющего покупателям выбирать желаемые характеристики продукта на интернет-сайте предприятия, а затем узнавать цену конкретного изделия. Новые методы назначения цены, единственной целью которых является дифференциация цен по потребительским сегментам, не признаются инновациями.

      Сезонные, регулярные и другие рутинные изменения приемов марке­тинга в целом не являются маркетинговыми инновациями. Чтобы стать та­ковыми, подобные изменения должны включать методы маркетинга, ранее не использовавшиеся предприятием. Например, значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, основанные на концепции маркетинга, уже использовавшейся предприятием для других продуктов, не является марке­тинговой инновацией, так же как не является таковой использование уже существовавших методов маркетинга для освоения географически нового рынка или нового сегмента рынка (например, новой социально-демографической группы клиентов).

      Организационная инновация есть внедрение нового организационного метода в деловой практике предприятия, в организации рабочих мест или внешних связей.

      Организационные инновации могут быть направлены на повышение эффективности предприятия - посредством сокращения административных расходов или оперативных затрат, повышения удовлетворенности служащих состоянием своих рабочих мест (и тем самым производительности труда), расширения доступа к нетоварным активам (таким, как некодифицированные знания из внешних источников) или уменьшения затрат на снабжение.

      Отличительной особенностью организационной инновации от прочих организационных изменений на данном предприятии является внедрение какого-либо организационного метода (в деловую практику, в организацию рабочих мест или во внешние связи), ранее не использовавшегося предпри­ятием и являющегося результатом реализации стратегических решений ру­ководства.

      Организационные инновации в деловой практике включают в себя внедрение новых методов в организацию повседневной деятельности и по­рядок выполнения работ. Сюда входит, к примеру, внедрение новых практик для улучшения обучения сотрудников и облегчения циркуляции знаний внутри предприятия. Примером может служить внедрение первой практики кодификации знаний, т. е. организация баз данных о лучшей практике, под­боре учебного материала и другой информации таким образом, чтобы сде­лать все это более доступным для персонала. Другим примером может слу­жить первое в практике данного предприятия применение методов по­вышения квалификации работников и снижения текучести кадров, таких, как системы обучения и повышения квалификации. Прочие примеры: пер­вые опыты внедрения новых систем управления главными производствен­ными процессами или снабженческими операциями, таких, как организация систем управления снабженческими цепочками, перестройка бизнеса, ма­неврирование объемом производства и управление качеством.

      Инновации в организации рабочих мест включают в себя внедрение но­вых методов распределения ответственности и права принятия решений между сотрудниками при организации и согласовании различных рабочих процессов внутри подразделений предприятия и во взаимодействии этих подразделений, а также внедрение новых принципов структурирования дея­тельности вроде объединения различных видов работ. Примером инновации в организации рабочих мест может служить первое применение организаци­онной модели, предоставляющей сотрудникам предприятия большую авто­номию в принятии решений и поощряющей их к участию в выдвижении но­вых идей. Этого можно достичь путем децентрализации деятельности внутри групп сотрудников и административного контроля или созданием формальных и неформальных рабочих коллективов, члены которых связаны относительно более гибкими обязанностями и ответственностью. В то же время организационные инновации могут состоять и в централизации, и в усилении подотчетности при принятии решений. Примером организацион­ной инновации в структурировании деловой активности может быть первое применение системы "изготовления на заказ" (объединяющей сбыт и произ­водство) или сочетание инжиниринга и опытных разработок с производст­вом.

      Новые организационные методы во внешних связях предприятия включают внедрение новых способов организации взаимоотношений с дру­гими предприятиями или государственными организациями, таких, как ус­тановление новых форм сотрудничества с исследовательскими организация­ми или заказчиками, новых методов интеграции с поставщиками, использо­вание результатов внешних исследований и разработок (outsourcing), а так­же первое в практике предприятия привлечение коммерческих субподряд­чиков к производству, заготовкам, распределению, набору персонала и вспомогательным службам.

      Изменения в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связей, основанные на организационных методах, уже использующихся предприятием, не являются организационными инновациями. Точно также разработка управленческих стратегий сама по себе не является инновацией. Однако организационные изменения, воплотившие новую управленческую стратегию, являются инновацией, если они представляют собою первое для данного предприятия использование нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связей. К примеру, обнародование письменных стратегических установок, направ­ленных на повышение эффективности использования запаса знаний, нако­пленного на предприятии, само по себе не является инновацией. Инновация возникнет, если эта стратегия реализуется в виде использования нового программного обеспечения и новых способов документирования информа­ции для облегчения и поощрения обмена знаниями между различными под­разделениями предприятия.

      Слияние с другими предприятиями или приобретение других предпри­ятий не считаются организационными инновациями, даже если все это про­исходит впервые. Слияния и приобретения могут, тем не менее, включать в себя организационные инновации, если в ходе этого предприятие создало или освоило новые методы организации.

    "

    Под термином «инновирование» понимается процесс созда-ния и оптимизации структур поведения и деятельности различ-ных социальных субъектов. С педагогической точки зрения инновирование может рассмат-риваться как «технологический процесс саморазвития свойств модели обучения, генерирующей, транслирующей и ассимилиру-ющей «эффект саморазвития» в социальную среду».

    Инновирование традиционного обучения как саморазвитие его свойств предполагает две основные формы: модернизацию и ре-формацию. Например, инновирование самоорганизующегося обучения осуществляется при анализировании различных ситуаций, доку-ментов и ролевых моделирований. Инновирование самообучении предполагает внедрение инновационных форм в каждом из звень-ев самообучения.

    Обоснование типологии педагогических нововведений позво-ляет изучать специфику, закономерности разработки и развития нововведений, выявлять и анализировать факторы, способствую-щие и препятствующие нововведениям. Общепринятой типологии или классификации нововведений в образовании не существует. Имеется более 20 критериев для клас-сификации нововведений, например: долговременные и кратко-временные, рассчитанные на малые группы и общества, ради-кальные и реформаторские, в образовании, труде, досуговой де-ятельности, авторитарные и либеральные, инициативные и ад-министративные...

    Разными авторами предлагаются различные подходы к данной проблеме. Проанализируем несколько классификаций нововведений. Авторы работы «Нововведении в организациях» выделяют репродуктивную и продуктивную формы инновационной дея-тельности и соответствующих нововведений. Инновационная дея-тельность - один из видов продуктивной деятельности людей--индивидов, групп, масс, выступающих в качестве субъектов дея-тельности. Носителями деятельности выступают не только реаль-ные люди, но и их обезличенные «представители» - организа-ции, объединяющие локальные множества индивидов, институты.

    Идею выделения продуктивного и репродуктивного компонен-тов деятельности применительно к педагогической инноватике формулирует М.В. Кларин.

    Он выделяет два основных типа инновационных подходов к обучению:

    1) иннова-ции-модернизации, которые направлены на достижение гаранти-рованных результатов в рамках традиционной репродуктивной ори-ентации учебного процесса;

    2) инновации-трансформации, пре-образующие традиционный учебный процесс в процесс исследо-вательского характера и организацию учебно-познавательной дея-тельности. Первый подход автор называет технологическим, вто-рой - поисковым.


    Многообразие современной педагогической реальности не ук-ладывается в предлагаемые два типа инновационных подходов. Педагогические инновации различаются не только по принципу модернизации или трансформации, но и по таким направлени-ям, как область применимости, образовательная среда, цели, уров-ни и сроки инноваций, естественные или искусственные причи-ны их появления…

    Существуют и другие основания для типологии нововведений в образовании.

    Так, О.Г. Хомерики выделяет следующие типы нововведений с точки зрения их отнесенности к той или иной части учебно-воспитательного процесса:

    Методиках, технологиях, методах учебно-воспитательного процесса;

    Организации учебно-воспитательного процесса;

    Управляющей системе школы.

    На частные (локальные, единичные), не связанные между собой;

    Модульные (комплекс частных, связанных между собой, от-носящихся, например, к одной группе предметов, одной возраст-ной группе учащихся...);

    Системные (охватывающие все образовательные учреждения) нововведения.

    Модификационные нововведения появляются чаще базовых, адаптируя последние к меняющимся условиям и задачам. Но приспособительные возможности нововведений не беспредель-ны. И базовые, радикальные, нововведения представляют собой особую ценность тогда, когда будут исчерпаны все возможности нововведений модифицирующих. Модифицирующие, совершен-ствующие нововведения могут играть и консервативную, тормо-зящую роль. Искусственно продлевая жизнь когда-то прогрессив-ного и принципиального новшества, они в какой-то степени компенсируют его несоответствие изменившейся среде.

    Существуют новшества, состоящие из отдельных уже извест-ных элементов, каждый из которых представляет собой модифи-цированное новшество. Но в своем сочетании эти элементы ни-когда не применялись, и их найденная комбинация дала новый эффект. Примеры таких новшеств можно найти в опыте учите-лей-новаторов: С.Н. Лысенковой, И.П. Волкова, Е.И. Потаповой...

    Примером радикального нововведения является технология обучения методом «погружения», которую предложил М.П. Ще-тинин, а впоследствии развили его последователи А.А. Остапен-ко, А.Н. Тубельский… В исследованиях А.В. Хуторского спроектирован и реализован метод эвристического погружения, модифицирующий базовое новшество.

    Более детализированную типологию предлагает Н.Ю. Поста-люк. Образовательные нововведения он классифицирует по признаку интенсивности инновационного измене-ния или уровню инновационности. Выделяется во-семь рангов, или порядков, инноваций.

    Инновации нулевого порядка - это практически ре-генерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента).

    Инновации первого порядка характеризуются количе-ственными изменениями в системе при неизменном ее качестве.

    Инновации второго порядка представляют собой пе-регруппировку элементов системы и организационные измене-ния (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования…).

    Инновации третьего порядка - адаптационные из-менения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования.

    Инновации четвертого порядка содержат новый ва-риант решения (это чаще всего простейшие качественные изме-нении в отдельных компонентах образовательной системы, обес-печивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей).

    Инновации пятого порядка инициируют создание образовательных систем «новогопоколения» (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы).

    В результате реализации инноваций шестого порядка создаются образовательные системы «нового вида» с качественным изменением функциональных свойств системы при сохране-нии системообразующего функционального принципа.

    И наконец, инновации седьмого порядка представ-ляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется «новый род» образовательных систем.

    Преимуществом приведенной типологии является детальное ранжирование педагогических новшеств, определяющих специ-фику соответствующих инновационных процессов.

    Новшества могут быть классифицированы по причинам появления.

    На основе анализа различных инноваций выявлены следующие источники создания новшеств в образовании:

    Передовой педагогический опыт - источник новых методик, технологий и техник, преобразовывающих педагогическую прак-тику;

    Фундаментальные и прикладные исследования в области пе-дагогических дисциплин, таких, как педагогика , сравнительная педагогика, история педагогики, дидактика , частные методики обучения;

    Достижения смежных с педагогикой дисциплин - филосо-фии , культурологии , психологии , медицины , социологии , си-нергетики ;

    Административные решения - законы, постановления, про-екты, программы, которые инициируются чиновниками, поли-тиками, администраторами;

    Глобальные образовательные и иные процессы в стране, мире, во Вселенной.

    Перечисленные причины представляют собой взаимосвязан-ную иерархию. Например, такой глобальный процесс, как распад Советского Союза, стал причиной многих образовательных ново-введений - появились авторские шкалы; на постсоветском про-странстве были введены западные образовательные модели и сис-темы; усилилась национальная составляющая образовательных систем; стал разрабатываться модельный кодекс образования для стран СНГ . Можно сказать, что новшества разделяются по причи-нам их появления.

    По глубине производимых изменений выделяют следующие типы инноваций.

    Модифицирующие инновации ведут к незначительным улучше-ниям конечного продукта, процессов, процедур, жизненного цикла. Позволяют немного быстрее и дешевле добиться незначи-тельно лучших результатов. Например, введение электронных классных журналов оптимизирует учет и контроль учебного про-цесса.

    Улучшающие инновации обеспечивают значительные преимуще-ства и улучшения, но не базируются на принципиально новых технологиях и подходах. В качестве примера можно привести но-вую структуру общеобразовательной школы, в которой выделяет-ся старшее профильное звено.

    Прорывные инноватики базируются на фундаментально новых технологиях и подходах. Они позволяют выполнять ранее недо-ступные или известные функции, но новым способом, который превосходит старый. Таковым новшеством является, например, распределенное интернет-образование.

    Интегрирующие инноватики используют комбинацию первых трех классов инноваций. Интегрирующие инновации обеспечивают реализацию заключительного этапа инновационного процесса: реализацию пользующихся спросом на рынке наукоемких слож-ных товаро- и услугообразующих систем за счет оптимальной интеграции уже проверенных практикой научных достижений (зна-ний, технологий, оборудования...). Таковой инновацией долж-но считать технологии личностно ориентированного дистанцион-ного обучении.

    А.И. Пригожин отмечает еще один тип новшеств - «возврат-ные», суть которых состоит в том, что после некоторого использо-вания новшества обнаруживается его несостоятельность и прихо-дится возвращаться к его предшественнику.

    Специалисты в области управления развитием школы выделя-ют как тип новшеств ретровведение - освоение школой чего-то нового для нее в данный момент, но когда-то уже использовав-шегося в образовательной практике.

    Рассмотренные типологии педагогических нововведений со-ставлены по разным основаниям. Отсутствие единой типологии не является недостатком педагогической инноватики. Дело в толе, что для разных случаев могут быть полезны разные типологии. Кроме того, разнопространственное видение всего многообра-зия педагогических нововведений позволяет исследовать их роль и значение в самых разных случаях и ситуациях. Типологии слу-жат в этом случае инструментом анализа и проектировании ин-новаций.

    Проведены исследования, в ходе которых создана обоб-щенная типология педагогических нововведений. Перечень всех оснований для определения классов составлен с учетом необхо-димости охвата главных параметров педагогических нововведений: отношения к субъектам образования, структуре науки, условиям реализации и характеристикам нововведений.

    Согласно обобщенной типологии педагогические но-вовведения подразделяются на следующие классы и соответствующие каждому классу типы:

    1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, задачах, содержании об-разования и воспитания, формах, методах, приемах, технологиях обучения, средствах обучения и образования, системе диагности-ки, контроле, оценке результатов...

    2. По отношению к личностному становлению субъектов образо-вания: в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, спосо-бов деятельности, компетентностей...

    3. По области педагогического применения: в учебном процес-се, учебном курсе, образовательной области, на уровне системы обучения, уровне системы образования, в управлении образова-нием.

    4. По итогам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, групповом обучении, тьюторстве, репетиторстве, семейном обучении...

    5. По функциональным возможностям нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультур-ных условий...), нововведения-продукты (педагогические сред-ства, проекты, технологии...), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управлен-ческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

    6. По способам осуществления: плановые, систематические, пе-риодические, сти-хийные, спонтанные, случайные.

    7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединении педагогов, школе, группе школ, регионе, на федеральном уровне, международном уровне...

    8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессиональ-но-типологических групп педагогов.

    9. По объему новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные...

    10. По степени предполагаемых преобразований: корректирую-щие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, рево-люционные.

    В предложенной типологии одна и та же инновация может од-новременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках.

    Итак, в зависимости от поставленных задач используются раз-личные типологии педагогических нововведений, каждая из которых строится на определенных основаниях и выполняет свою роль в теории и практике образовательных инноваций,