Желтое стекло. Урановое стекло светит, но не греет. Предметы из уранового стекла: массовое производство

20.06.2022 Личность

Урановое стекло - это стекло, окрашенное оксидом урана в цвета от прозрачно-желтого до глубокого желто-зеленого, бирюзового и даже голубого. Но не только своим цветом отличается это стекло. Основное его отличие, это то, что урановое стекло интенсивно флюоресцирует - горит в ультрафиолетовых лучах. Опасны ли изделия из урана для жизни и здоровья человека? Давайте узнаем.

Все это происходит за счет добавки оксида урана в стекло перед плавкой. Его содержание в стекле колеблется от 0,3% до 4-6%, хотя некоторые предметы XIX века содержат даже до 25% урана. Интересно, что при повышенном содержании солей урана флюоресценция постепенно слабеет и совершенно пропадает при содержании урановых солей более 20% от общей массы стекла.
Вот как рассказывала о своей первой встрече с ним Людмила Марковна Гурченко: «Однажды в Эрмитаже, куда я ходила каждую субботу и воскресенье, когда снималась в Ленинграде, я увидела прозрачную зеленую вазу! Ярко светило солнце, на бюро из карельской березы стояла эта ваза удивительной красоты. Словами не передать! Потом я узнала, что это урановое стекло, которое уже в начале ХХ века в России перестали вырабатывать, потому что стеклодувы умирали от испарений урана. Я, еще учась в институте, начала ходить по комиссионным магазинам покупать вазочки. Сейчас у меня три окна – все в урановом стекле! Солнце, карельская береза, зеленая ваза и розовый цветок!»


Особенностью уранового стекла является флуоресценция, которая заключается в том, что урановые стекла, поглощая ультрафиолетовые и фиолетовые лучи, передают часть поглощенной энергии в область зеленого спектра излучения. Для практики очень важно, что это вторичное, зеленое излучение не продолжает путь прежнего луча, а рассеивается.
Урановое стекло является силикатным, для которого рекомендуются кальциевые, цинковые и баритовые составы и предпочтительно с высоким содержанием калия и борного ангидрида, это обеспечивает более интенсивную флуоресценцию стекла. Содержание в стекле свинца не дает флуоресценцию, но смешанные свинцово-бариево-цинковые стекла флуоресцируют. Содержание урана должно быть сравнительно большим 0.3-1.5%, так как окрашивающая способность урана небольшая, то в некоторых случаях вводят 4-6% урана, однако, при большем содержании урана в стекле, флуоресценция постепенно ослабляется.
Уран вводят в шихту в виде желтого урана натрия Na2UO4, или смешанного окисла U3O8=UO2*2UO3 темно-зеленого цвета, других окислов урана оранжевого цвета UO3 или коричневого цвета UO2.


Ну а если разбираться с научной точки зрения, то можно говорить о двух факторах риска – радиоактивном облучении и химической токсичности уранового стекла
Вне всяких сомнений уран радиоактивен, но, ввиду его длительного полураспада (4,5 миллиарда лет), и только альфа-активности его радиоизлучения, радиационная опасность уранового стекла весьма незначительна. К тому же, необходимо учитывать, что подобное стекло может излучать радиацию лишь своей поверхностью и пробег этих радиоактивных частиц составляет не более 10-15 см. Следовательно хранение уранового стекла в жилом помещении не несет в себе опасности облучения жильцов. Соответственно, если вы любуетесь своим коллекционным стеклом с расстояния в полметра и уделяете его уборки не более 2 часов в день, то шансов получить даже минимальную дозу радиации у вас практически нет!


Что же касается химической токсичности урана, то в этом отношении, содержашийся в стекле уран никакой опасности не представляет, так же как и не представляют опасности свинец, содержащийся в большом количестве (десятки процентов) во всех хрустальных изделиях. А ведь хрустальную посуду используют повсеместно и гораздо более часто, чем изделия из уранового стекла. Выделение родона урановым стеклом не подтверждено экспериментально, но, даже если это и происходило бы, то влияние родона на организм в столь ничтожных количествах не рассматривается как нечто супер-вредоносное.
Людмила Гурченко прожила долгую и плодотворную жизнь в окружении своей огромной коллекции – одно из лучших подтверждений этому.

А теперь немного об истории уранового стекла.
Появление уранового стекла оценивается по крайней мере 79 г н. э., которым датируют мозаику, найденную на римской вилле на мысе Посиллипо в Неаполитанскoм заливe (Италия) в 1912 году и содержащей жёлтое стекло с 1 % содержанием оксида урана. Начиная с конца Средних веков настуран (уранит) начал добываться из серебряных рудников Габсбургов вблизи города Санкт-Иоахимшталь в Богемии (в настоящее время Яхимов, Чехия) и был использован как краситель в местном стекольном производстве.
Начало же массового производства изделий из уранового стекла произошло уже в Позднем Средневековье, после обнаружения в серебряных рудниках Габсбургов в Иоахимстале (Богемия) ураносодержащих соединений Первооткрыватель урана - немецкий химик Мартин Клапрот (1743-1817) проводил удачные эксперименты по окрашиванию стекла урановыми соединениями.


Первое же промышленное производство уранового стекла началось в 1830-х годах на мануфактуре И.Риделя в Унтер-Полау, Богемия.Иозеф Ридель дал названия основным цветам уранового стекла по имени своей супруги Анны: желтый (Gelb) - Аннагельб, желто-зеленый (Gelb-Grun) - Аннагрюн.


На мануфактуре Риделя из уранового стекла изготавливались традиционные для того времени дутые вазы, бокалы и стаканы, украшенные гравировкой.
В 40-х годах девятнадцатого века производство уранового стекла началось повсеместно, в том числе и в России. Каждый производитель вносил свои изменения в рецептуру стекла. Цвет и оттенки уранового стекла варьировались от горчичного до белого, бирюзового и голубого. Экспериментировали также с прозрачностью стекла. Полупрозрачное стекло называлось вазелиновым, непрозрачное зеленое – хризопразовым или нефритовым.
Наибольшее количество изделий из уранового стекла приходится на период Модерна и Арт-Деко, то есть на 1880-1930-е годы. Одним из крупнейших производителей стекла в это время были знаменитые английские фирмы BAGLEY и DAVIDSON. Они разнообразили отделку стеклянных изделий матированием плавиковой кислотой, алмазной резьбой, как при огранке хрусталя, соединяли урановое стекло с другими видами стекла в одном изделии, украшали его гравировкой и травлением. Производители экспериментировали с новыми добавками к стеклу - в основном с большими количествами оксидов железа - добиваясь новых цветов и эффектов.
Но во все времена основная опасность уранового стекла заключалась именно в его производстве. Контакт с окислами урана наносил огромный вред здоровью стеклодувов и в эпоху кустарного производства, и позднее, когда ведущие мануфактуры перешли на производство уранового стекла в промышленных масштабах методом прессовки. Но все это уже в прошлом… В период Второй Мировой войны производство уранового стекла было прекращено навсегда.

В настоящее врем урановое стекло практически не выпускается и представляет собой антикварную и коллекционную ценность. На стоимость изделий из уранового стекла влияет, как и на весь антиквариат в целом, ряд факторов - время изготовления, сложность, красота, имя производителя и редкость на рынке. Стоимость изделий колеблется от нескольких десятков долларов до тысячи и выше. Необычность уранового стекла никогда не приестся его обладателю и будет каждый раз напоминать о беззаботной эпохе между двумя мировыми войнами - когда люди спешили жить и наслаждались каждой минутой.
И пускай вы не всегда будете любоваться своим урановым стеклом в темноте при специальном освещении, - это не помешает вам ощущать себя обладателем уникального и редкого предмета минувшей эпохи.


Однако все же стоит напомнить, что так как уран радиоактивен, урановое стекло в той или иной степени является источником радиационной опасности. Она зависит от содержания урана, его происхождения и изотопного состава, возраста изделия. Максимальную опасность представляют изделия, изготовленные с добавлением природных минералов урана, в которых последний находится в вековом равновесии со своими продуктами распада. Если применен химически чистый уран, очищенный от дочерних продуктов распада, то изделие вначале является лишь слабым источником альфа-лучей, однако с течением времени в нем накапливаются продукты распада, что приводит со временем к значительному росту радиоактивности. Наиболее безопасна добавка обеднённого урана.


























Состав

Для урановых стёкол рекомендуются кальциевые , цинковые , бариевые составы предпочтительно с высоким содержанием калия и бора , это обеспечивает более интенсивную флуоресценцию стекла. Свинцовые стёкла не дают флуоресценцию потому, что поглощают ультрафиолетовые лучи . Для урановых стёкол без флуоресценции могут быть применены и свинцовые составы стёкол, например в ювелирных изделиях для имитации топаза - такие стёкла имеют жёлтый цвет, сравнимый с топазами. Содержание окрашивающего урана должно быть сравнительно большим, так как красящая способность урана в стеклянных составах небольшая - это 0.3 … 1,5 % UO 2 или 4 … 6 % UO 3 . Однако при более высоком введении оксида урана флуоресценция стекла постепенно слабеет.

Уран вводится в шихту в виде одного из следующих окислов:

  • жёлтого ураната натрия Na 2 UO 4
  • тёмно-зелёного смешанного оксида урана U 3 O 8 (то есть, UO 2 * 2UO 3)
  • оранжевого триоксида урана UO 3
  • коричневого диоксида урана UO 2

Необходимо отметить, что жёлтый или жёлто-зелёный цвет стекла не является однозначным признаком содержания в стекле оксидов урана. Окрашивающими в жёлтый или жёлто-зелёный цвет могут быть соединения кадмия, серы, селена, также органические красители - мука, крахмал, крупа, которые дают золотистую жёлтую окраску стеклу. Стекло, действительно содержащее оксиды урана даёт специфический флуоресцирующий (светящийся) жёлтый или жёлто-зелёный цвет.

Стандартизованные урановые стёкла с точно выдержанным химическим составом и режимом стекловарения:

  • боро-силикатное оптическое стекло жёлтое ЖС19 - 1,37 % UO 3 через нитрат уранила UO 2 (NO 3)6H 2 O
  • цинк-фосфатное оптическое стекло зелёное ЗС7 - 2,80 % UO 3 через уранат натрия Na 2 UO 4

Изготовители-поставщики обычно сопровождают каждую поставку паспортом (актом заводского лабораторного испытания) и указывают группу, тип стекла и дополнительно раскрывают химический состав, указывая точно на содержание в стекле оксидов урана и других химических элементов.

Свойства

Урановое стекло имеет высокий коэффициент преломления. Одним из заметных качеств стёкол с содержанием урана до 20%, является флуоресценция в ультрафиолетовых лучах. Как правило стекла имеют сильную цветную окраску. Коэффициент температурного расширения мал, чем обусловил использование в качестве материала корпуса электронных ламп.

История

Появление уранового стекла оценивается по крайней мере г н. э. , которым датируют мозаику , найденную на римской вилле на мысе Посиллипо в Неаполитанском заливe (Италия) в 1912 году и содержащей жёлтое стекло с 1 % содержанием оксида урана. Начиная с конца Средних веков настуран (уранит) начал добываться из серебряных рудников Габсбургов вблизи города Санкт-Иоахимшталь в Богемии (в настоящее время Яхимов , Чехия) и был использован как краситель в местном стекольном производстве.

Радиоактивность

Так как уран радиоактивен , урановое стекло является источником радиационной опасности. Она зависит от содержания урана, его происхождения и изотопного состава, возраста изделия. Максимальную опасность представляют изделия, изготовленные с добавлением природных минералов урана, в которых последний находится в вековом равновесии со своими продуктами распада. Урановые стекла с содержанием урана до 6% имеют гамма излучение, как правило, ниже допустимых значений, незначительно превышая природный фон, но бета-излучение может превышать норму в десятки раз. При хранении за стеклом обычного серванта, изделия из уранового стекла безопасны, т.к.

Урановое стекло; — вещь загадочная и мистическая. Вот как рассказывала о своей первой встрече в ним Людмила Марковна Гурченко…

"Однажды в Эрмитаже, куда я ходила каждую субботу и воскресенье, когда снималась в Ленинграде, я увидела прозрачную зеленую вазу! Ярко светило солнце, на бюро из карельской березы стояла эта ваза удивительной красоты. Словами не передать! Потом я узнала, что это урановое стекло, которое уже в начале ХХ века в России перестали вырабатывать, потому что стеклодувы умирали от испарений урана. Я, еще учась в институте, начала ходить по комиссионным магазинам покупать вазочки. Сейчас у меня три окна - все в урановом стекле! Солнце, карельская береза, зеленая ваза и розовый цветок!"

Урановое стекло — это стекло, окрашенное оксидом урана в цвета от прозрачно-желтого до глубокого желто-зеленого, бирюзового и даже голубого. Но не только своим цветом отличается это стекло. Основное его отличие, это то, что урановое стекло интенсивно флюоресцирует — горит в ультрафиолетовых лучах.

Все это происходит за счет добавки оксида урана в стекло перед плавкой. Его содержание в стекле колеблется от 0,3% до 4-6%, хотя некоторые предметы XIX века содержат даже до 25% урана. Интересно, что при повышенном содержании солей урана флюоресценция постепенно слабеет и совершенно пропадает при содержании урановых солей более 20% от общей массы стекла.

Опасны ли изделия из урана для жизни и здоровья человека? Сейчас узнаем …


Итак, еще раз.


Урановое стекло — стекло, которое окрашено окислами урана, имеет красивый желто-зеленый цвет (группа желто-зеленых стекол ЖЗС) с довольно интенсивной зеленой флуоресценцией. Варка уранового стекла не представляет никаких затруднений касательно специальных условий и режимов стекловарения, но широкое применение ограничено дефицитностью и дороговизной соединений урана.

Особенностью уранового стекла является флуоресценция, которая заключается в том, что урановые стекла, поглощая ультрафиолетовые и фиолетовые лучи, передают часть поглощенной энергии в область зеленого спектра излучения. Для практики очень важно, что это вторичное, зеленое излучение не продолжает путь прежнего луча, а рассеивается.

Урановое стекло является силикатным, для которого рекомендуются кальциевые, цинковые и баритовые составы и предпочтительно с высоким содержанием калия и борного ангидрида, это обеспечивает более интенсивную флуоресценцию стекла. Содержание в стекле свинца не дает флуоресценцию, но смешанные свинцово-бариево-цинковые стекла флуоресцируют. Содержание урана должно быть сравнительно большим 0.3-1.5%, так как окрашивающая способность урана небольшая, то в некоторых случаях вводят 4-6% урана, однако, при большем содержании урана в стекле, флуоресценция постепенно ослабляется.

Уран вводят в шихту в виде желтого урана натрия Na 2 UO 4 , или смешанного окисла U 3 O 8 =UO 2 *2UO 3 темно-зеленого цвета, других окислов урана оранжевого цвета UO 3 или коричневого цвета UO 2 .

Ну а если разбираться с научной точки зрения, то можно говорить о двух факторах риска - радиоактивном облучении и химической токсичности уранового стекла

Вне всяких сомнений уран радиоактивен, но, ввиду его длительного полураспада (4,5 миллиарда лет), и только альфа-активности его радиоизлучения, радиационная опасность уранового стекла весьма незначительна. К тому же, необходимо учитывать,что подобное стекло может излучать радиацию лишь своей поверхностью и пробег этих радиоактивных частиц составляет не более 10-15 см. Следовательно хранение уранового стекла в жилом помещении не несет в себе опасности облучения жильцов. Соответственно, если вы любуетесь своим коллекционным стеклом с расстояния в полметра и уделяете его уборки не более 2 часов в день, то шансов получить даже минимальную дозу радиации у вас практически нет!


Что же касается химической токсичности урана, то в этом отношении, содержашийся в стекле уран никакой опасности не представляет,так же как и не представляют опасности свинец, содержащийся в большом количестве (десятки процентов) во всех хрустальных изделиях. А ведь хрустальную посуду используют повсеместно и гораздо более часто,чем изделия из уранового стекла. Выделение родона урановым стеклом не подтверждено экспериментально, но, даже если это и происходило бы, то влияние родона на организм в столь ничтожных количествах не рассматривается как нечто супер-вредоносное.

Людмила Гурченко прожила долгую и плодотворную жизнь в окружении своей огромной коллекции - одно из лучших подтверждений этому.


А теперь немного об истории уранового стекла.

Появление уранового стекла оценивается по крайней мере 79 г н. э., которым датируют мозаику, найденную на римской вилле на мысе Посиллипо в Неаполитанскoм заливe (Италия) в 1912 году и содержащей жёлтое стекло с 1 % содержанием оксида урана. Начиная с конца Средних веков настуран (уранит) начал добываться из серебряных рудников Габсбургов вблизи города Санкт-Иоахимшталь в Богемии (в настоящее время Яхимов, Чехия) и был использован как краситель в местном стекольном производстве.

Начало же массового производства изделий из уранового стекла произошло уже в Позднем Средневековье,после обнаружения в серебряных рудниках Габсбургов в Иоахимстале (Богемия) ураносодержащих соединений Первооткрыватель урана — немецкий химик Мартин Клапрот (1743-1817) проводил удачные эксперименты по окрашиванию стекла урановыми соединениями.

Первое же промышленное производство уранового стекла началось в 1830-х годах на мануфактуре И.Риделя в Унтер-Полау, Богемия.Иозеф Ридель дал названия основным цветам уранового стекла по имени своей супруги Анны: желтый (Gelb) — Аннагельб, желто-зеленый (Gelb-Grun) — Аннагрюн.

На мануфактуре Риделя из уранового стекла изготавливались традиционные для того времени дутые вазы, бокалы и стаканы, украшенные гравировкой

В 40-х годах девятнадцатого века производство уранового стекла началось повсеместно, в том числе и в России. Каждый производитель вносил свои изменения в рецептуру стекла. Цвет и оттенки уранового стекла варьировались от горчичного до белого, бирюзового и голубого. Экспериментировали также с прозрачностью стекла. Полупрозрачное стекло называлось вазелиновым, непрозрачное зеленое - хризопразовым или нефритовы

Наибольшее количество изделий из уранового стекла приходится на период Модерна и Арт-Деко, то есть на 1880-1930-е годы. Одним из крупнейших производителей стекла в это время были знаменитые английские фирмы BAGLEY и DAVIDSON. Они разнообразили отделку стеклянных изделий матированием плавиковой кислотой, алмазной резьбой, как при огранке хрусталя, соединяли урановое стекло с другими видами стекла в одном изделии, украшали его гравировкой и травлением. Производители экспериментировали с новыми добавками к стеклу — в основном с большими количествами оксидов железа — добиваясь новых цветов и эффектов.

Но во все времена основная опасность уранового стекла заключалась именно в его производстве. Контакт с окислами урана наносил огромный вред здоровью стеклодувов и в эпоху кустарного производства, и позднее, когда ведущие мануфактуры перешли на производство уранового стекла в промышленных масштабах методом прессовки. Но все это уже в прошлом.. В период Второй Мировой войны производство уранового стекла было прекращено навсегда.


В настоящее врем урановое стекло практически не выпускается и представляет собой антикварную и коллекционную ценность. На стоимость изделий из уранового стекла влияет, как и на весь антиквариат в целом, ряд факторов — время изготовления, сложность, красота, имя производителя и редкость на рынке. Стоимость изделий колеблется от нескольких десятков долларов до тысячи и выше. Необычность уранового стекла никогда не приестся его обладателю и будет каждый раз напоминать о беззаботной эпохе между двумя мировыми войнами — когда люди спешили жить и наслаждались каждой минутой.

И пускай вы не всегда будете любоваться своим урановым стеклом в темноте при специальном освещении, — это не помешает вам ощущать себя обладателем уникального и редкого предмета минувшей эпохи.


Однако все же стоит напомнить, что так как уран радиоактивен, урановое стекло в той или иной степени является источником радиационной опасности. Она зависит от содержания урана, его происхождения и изотопного состава, возраста изделия. Максимальную опасность представляют изделия, изготовленные с добавлением природных минералов урана, в которых последний находится в вековом равновесии со своими продуктами распада. Если применен химически чистый уран, очищенный от дочерних продуктов распада, то изделие вначале является лишь слабым источником альфа-лучей, однако с течением времени в нем накапливаются продукты распада, что приводит со временем к значительному росту радиоактивности. Наиболее безопасна добавка обеднённого урана.












В последнее время стала широко применяться маркировка изделий невидимой в обычном свете флуоресцентной краской.

Такая краска абсолютно прозрачна, но ярко вспыхивает в лучах ультрафиолетового света. Эта технология широко используется для защиты денежных знаков от подделки, в оформлении ночных клубов и ресторанов, для технологической маркировки деталей и упаковки на фабриках, как противоугонная маркировка в автомобилях, и т.п. УФ-краску также добавляют в рабочие жидкости механизмов для поиска течей и неисправностей. В широкой продаже такую краску можно найти в виде ручек или маркеров, также встречаются штемпельные краски и аэрозольные баллоны.

Вместе с развитием технологии применения флуоресцентных красок развивались и специальные осветительные приборы: кроме привычных, стоящих на каждой кассе и в каждом банке УФ-ламп детекторов купюр (BlackLight), встречаются разнообразные ультрафиолетовые фонари. В изделиях применяются светодиоды разной мощности и с разной пиковой длиной волны. Выпускаются УФ-фонари, УФ-брелки, газоразрядные УФ-лампы, галогеновые фонари с УФ-фильтрами, и т.п.
И хотя большинство приборов в той или иной степени пригодны для подсвечивания УФ-красок, у них есть значительные отличия.
Перед покупкой прибора для подсветки или краски убедитесь в том, что их спектры соответствуют.

Прежде чем начать сравнение ультрафиолетовых фонарей, напомним в двух словах, что такое ультрафиолет и "с чем его едят".

Видимый свет - это электромагнитное излучение с длинами волн примерно от 750нм (красный цвет) до 400нм (фиолетовый). В области более длинных волн (от 750 и длиннее) лежит инфракрасный диапазон, который далее переходит в радиоволны, а в области более коротких (от 400нм и короче) - ультрафиолетовый диапазон, за которым следуют рентгеновское излучение и гамма-лучи.
Ультрафиолетовый диапазон разделяют на 3 части: UVA,UVB,UVC.

  • UVA (400нм–320нм)
    Это основной диапазон, который нам интересен: практически все краски светятся при облучении светом именно в пределах этого спектра.
    Этот свет легко проходит через атмосферу, проникает сквозь обычное стекло, и практически безопасен для здоровья (за исключением длительного прямого попадания в глаза).
  • UVB (320нм–280нм)
    Более жесткое UVB-излучение ответственно за загар, выработку витамина D, а также солнечные ожоги.
    Лампы с таким спектром стоят в соляриях. В таком диапазоне практически не выпускается флуоресцентных красок, а применение ламп этого диапазона без соответствующей защиты может быть опасно.
  • UVC (280нм–100нм)
    Жесткий ультрафиолет практически полностью задерживается атмосферой. Лампы этого типа не должны использоваться в бытовых целях, т.к. вызывают сильные ожоги, а также повреждения сетчатки.
    Используются в медицинском стерилизационном и дезинфекционном оборудовании.
В свою очередь, осветительные приборы обычно представлены одним из следующих типов:
  • УФ-лампы BlackLight
    Это лампы, сходные по конструкции с люминесцентными лампами. Они названы так из-за используемого стекла, которое кажется почти черным, даже когда лампа работает. Лампы излучают в узком диапазоне, преимущественно 365нм. Именно эти лампы используются в детекторах валют, а также в оформлении ночных клубов.
  • УФ-светодиоды 395-400нм
    Наиболее распространенные УФ-светодиоды, с пиковой длиной волны 395-400нм. Выпускаются как в виде обычных 5-мм светодиодов, так и мощных корпусах от 1Вт до 5Вт. Спектр излучения сильно уходит в видимую часть спектра, из-за чего свет такого фонаря имеет яркую пурпурно-фиолетовую засветку, видимую глазом.
  • УФ-светодиоды 385нм.
    Сравнительно новый тип светодиодов, выпускаются преимущественно в 5-мм корпусах. Свет такого фонаря виден слабо, но за счет широкого спектра в УФ-области им подсвечиваются разные типы красок.
Какой же фонарь выбрать?

Для тестирования была выбрана купюра 5000 рублей и распростаренный невидимый маркер Edding 8280:

На фотографии представлены следующие степени защиты:

  • 1. Металлизированная полоса, светится желто-зеленым светом в УФ-лучах с длиной волны 370нм.
  • 2. Орнамент, светящийся зеленым и красным светом в УФ-лучах с длиной волны 390нм.
  • 3. Защитные волоски красного и зеленого цветов. Светятся в лучах с длиной волны 390нм.
  • 4. Надпись невидимым маркером светится в лучах с длиной волны 390нм.

Первым тестировался популярный 12-диодный УФ-фонарь с длиной волны 385нм.
Видно, что все 4 типа красителя подсвечиваются отлично. Надпись имеет хороший контраст.

Брелок с одним светодиодом 3мм с пиковой длиной волны 390нм. Из-за очень слабой яркости брелка выдержка на фотографии увеличена в 10 раз.
Полоса не подсвечивается,остальные типы защиты видны нормально. Брелок требуется подносить почти вплотную к освещаемой поверхности.

Люминесцентная лампа обычного детектора купюр. Лампа обладает явным недостатком: расстояние до лампы должно быть не более 4-5см. На снимке ниже расстояние составляет 15см. Видно, что с такого расстояния все типы защиты подсвечиваются очень слабо.

С расстояния 3см подсвечиваются все типы красок.

  • Для проверки подлинности банкнот в стационарных условиях лучше использовать люминесцентную лампу (BlackLight) детектора купюр.
    Однако купюры потребуется подносить на близкое расстояние. В полевых условиях пригодны фонари на 385нм.
    Ограниченно пригодны также небольшие брелочки, но они не подсвечивают некоторые типы защит.
  • Органические жидкости и насекомые светятся преимущественно в областях 300-380нм.
  • Флуоресцентные предметы будут вспыхивать при любой из рассмотренных подсветке.
  • Отец посмотрел по телевизору передачу про урановое стекло и вспомнил, что у него где-то есть старинный зеленый флакон. И предложил его изучить. И мы с ним стали его исследовать и изучать...

    Окрашивать стекло в зеленый цвет соединениями урана придумали две тысячи лет назад - по крайней мере, найдена римская мозаика, которая датируется 79 годом н.э. Массовое производство уранового стекла
    началось с 1830 - особенно в Англии. Но и в царской России с того же 1830 работал Гусевский завод - его стекло называли «царским стеклом». Продолжалась урановая вакханалия до 1970-х годов прошлого века, а отдельно упоротые компании в США и Чехии производили из уранового стекла декоративные вещи (но уже не посуду), как минимум, до 2004 года, а может, и до сих пор.

    До Второй Мировой использовали природный уран, позже - обедненный. Содержание урана в стекле колеблется от 2% и аж до 25% весовых процентов (например, у предметов в начале 1900-х годов). Разумеется, уран фонит. Как же ему не фонить, это ж уран? Вот показания с внешнего бета-датчика на базе СИ-8: до 2.5 беккерель на см 2 . Гамма-шкала по-прежнему показывает обычный нормальный фон 0.13 mSv (13 микрорентген в час). Это потому, что в KSM-7 внутренний гамма-датчик на базе СМБ-20 закрыт свинцовой пластинкой толщиной 0.3мм именно чтобы отсечь любую бету и мерять только гамму. Кстати, именно отец пару лет назад раскатывал эти свинцовые пластинки прецизионной толщины на своем станке на даче для Юриных дозиметров КСМ. В общем, гамма-излучения урановое стекло не дает - только бета.

    Дозиметр SMG-1 (один из моих самых любимых наравне с Юриным), где тот же датчик свинцовой пластинкой не закрыт, чует бету. Потому верещит и бесится - показывает до 350 микрорентген в час. Это в 20 раз превышает естественный фон (но, грубо говоря, в тысячу раз меньше убийственного). Примерно как в самолете, когда он набрал высоту 10км, и над ним истончился слой атмосферы, защищающий от космического излучения:

    Бета-излучение, как вы помните, поток электронов. Хоть оно и разрушительней, чем гамма, зато гамма-лучи всепроникающие, а электрон летит от силы на 10-15 сантиметров. Поэтому изделия из уранового стекла не опасны: пока такая вазочка красуется в серванте, никакого излучения за пределами 15 сантиметров не будет. Урановое стекло не облучает окружающие предметы, а главное - не выделяет в воздух радиоактивную пыль, чтоб ее можно было вдохнуть. Единственная возможность попытаться нанести организму какой-то вред - это попробовать такое стекло проглотить, да так, чтоб оно застряло в аппендиксе лет на десять, облучая окружающие ткани. Так что если у вас на балконе нашлась зеленая бутылка - не спешите заламывать руки, паниковать и бегать по врачам. В любом случае вы можете рассмотреть подозрительную зеленую стекляшку в ультрафиолетовом свете декоративной лампы или брелка - урановое стекло, в отличие от обычного зеленого стекла, ярко светится в ультрафиолетовых лучах инфернальным радиоактивным светом, не перепутать:

    Зато у меня теперь дома есть еще один радиоактивный образец - будет что показывать, если снова придется читать взрослым и детям какую-нибудь лекцию про радиацию. И пользуясь случаем, напоминаю своим читателям, что если у вас есть старые часы или авиационные циферблаты со светящимися стрелками, либо мои любимые с детства советские переключатели с зеленоватыми наконечниками типа как на фотке ниже, и вы боитесь, что они могут оказаться радиоактивными и нанести вред вашему здоровью, я с удовольствием их проверю точными дозиметрами, и если радиоактивны - с большим удовольствием избавлю вас от этой опасности, предложив для хранения опасного предмета свой дом.