Некоммерческая организация аренда муниципального имущества. Льготы по аренде для некоммерческих организаций. Откуда берутся деньги и как получить прибыль

06.11.2022 Саморазвитие

Круглый стол московских социально-ориентированных некоммерческих организаций

«Проблема предоставления помещений социально ориентированным некоммерческим организациям в городе Москве »

Резолюция

Детская народная изостудия «Радуга», успешно работающая более 40 лет, может лишиться своего помещения в текущем году, поскольку помещение, занимаемое студией в течение многих лет , передано в пользование муниципальному учреждению .

Центр социокультурной анимации «Одухотворение» профессионально помогающий молодым инвалидам и семьям с инвалидами, не имеет собственного помещения, несмотря на многократные обещания властей помочь. Сегодня специалисты и волонтеры Центра, используя собственные методики и поддержанные федеральным Фондом помощи детям , находящимся в трудной жизненной ситуации, работают, используя базу одного из государственных учреждений города Москвы. Однако эта практика никак не узаконена. Наоборот, принятые нормы запрещают руководителям государственных и муниципальных учреждений предоставлять условия для работы негосударственных некоммерческих организаций .


В аналогичном положении находится социально ориентированная общественная организация РОО «Рать», продвигающая эффективные методики приобщения молодежи к здоровому образу жизни.

Общероссийская общественная организация «Национальная система «Интеграция», известная во всех регионах РФ, использует нежилое помещение в здании, находящемся в состоянии капитального ремонта . А инновационное отделение этой организации, занимающееся сохранением национальных игровых традиций и созданием новых развивающих настольных и подвижных игр, вовсе помещения не имеет.

Объектом постоянных атак ДИГМ является помещение Московского туристического клуба, где работает Федерация спортивного туризма . Федерации приходится доказывать Департаменту, что она является социально - ориентированной организацией .

Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям», занимаясь исключительно благотворительной деятельностью и вовлечением волонтеров для оказания помощи детям, вынужден арендовать помещение на коммерческих условиях . В настоящее время аренду фонд оплачивает за счет средств спонсоров. Но ведь эти деньги могли бы идти на помощь детям-сиротам. Фонд нуждается в помещении, предоставленном на льготных условиях.

Ситуация вопиющей несправедливости сложилась вокруг НОУ Классическая философская школа «Новый Акрополь», которому в 2010 году отказано в продлении договора аренды . Для того чтобы более 1000 взрослых москвичей, в том числе молодёжи, ветеранов и инвалидов, а также около 300 детей, участвующих в деятельности этой некоммерческой организации, имели возможности для содержательного досуга, культурного творчества и благотворительности в настоящее время данной организации требуются экстренные меры помощи . Иначе и эту уникальную СО НКО судебные приставы выкинут на улицу, несмотря на то, сколько средств, труда и любви вложили участники организации в ремонт и оборудование предоставленных им 17 лет назад помещений, находящихся сейчас в образцовом состоянии.

Это далеко не все примеры, подтверждающие наличие глубокой проблемы , требующей с одной стороны принятия срочных мер со стороны городских властей, а с другой стороны – принятия системных решений на основе применения норм Федерального закона №40. (В приложении №1 приведен список организаций, по которым требуется срочное решение вопроса, в Приложении №2 сформулированы предложения для формирования системных решений.)

Сложность ситуации определяется тем, что в большинстве случаев действия представителей власти формально согласуются с действующими нормами законодательства. Но результаты-то их действий налицо – творческие, энергичные и неравнодушные люди - настоящий человеческих капитал нашего города - вынуждены прекратить свою общественно полезную работу! А ведь эти люди и созданные ими социально ориентированные организации, в большинстве своем, занимаются творческим развитием наших детей и помощью инвалидам! Оказывается, что творческая деятельность, направленная на людей и их духовное, культурное развитие, зависит от позиции временщиков, оказавшихся, возможно случайно, у власти.

Такая ситуация не может быть признана нормальной, поскольку правовое государство это не только следование букве закона, но и развитие законодательства в интересах населения, а также недопустимость самоуправства со стороны представителей исполнительной власти.

Мы, участники круглого стола, обращаемся к Мэру нашего города с требованием принятия мер в интересах населения .

Необходимо принятие политических решений , формирующих приоритетное право социально ориентированных организаций на использование помещений и земельных участков , принадлежащих городу. Нежилые помещения, принадлежащие городу, должны использоваться в интересах его жителей, а СО НКО должны обладать первоочередным правом их использования в силу общественно полезного характера свей деятельности. Город в соответствии с духом ФЗ №40 должен предоставлять помещения СО НКО в безвозмездное пользование или льготную аренду. Принятие решений по предоставлению городских помещений должно осуществляться не в кулуарах власти, а открыто и с участием авторитетных представителей общественности.

Необходимы политические установки и разъяснения чиновникам всех уровней, в том числе, руководителям органов местного самоуправления о необходимости бережного отношения и всяческой поддержки общественно полезной деятельности .

Необходимо предупредить руководителей всех органов городской власти и местного самоуправления об их личной ответственности за разрушение сложившихся на подведомственной им территории форм социально ориентированной работы.

Допуская уничтожение социально-ориентированных НКО, оставляя их без помещений, власти Москвы не только наносят невосполнимый вред городу , но и толкают в лагерь политической оппозиции активных, ранее абсолютно не политизированных людей.

Мы, участники настоящего круглого стола, отстаивая свою позицию, обращаемся за поддержкой и в федеральные органы власти, а также в средства массовой информации и к жителям нашего города.

Мы – граждане нашей страны, жители нашего города, и мы должны определять приоритеты развития нашего общества. И не надо толкать нас на организацию митингов и иных политических выступлений! Проще и правильнее – услышать обращения населения и принять своевременные меры в интересах людей.

По поручению участников,

ведущие круглого стола:

Председатель Комитета «За гражданские права»

Директор Центра «Социальное партнерство»

Приложение 1

Сведения о социально ориентированных НКО, участвовавших в работе Круглого стола, которым требуется экстренная помощь

Детская студия «Семицветик» на Арбате

Детская художественная студия Веры Троицкой находится в подвале на Арбате (Спасопесковский пер, 3/1) более пятнадцати лет. Под руководством действительного члена Союза художников дети занимаются резьбой по дереву, гончарным ремеслом, керамической лепкой и рисованием. Все занятия абсолютно бесплатные. Специальные печи, где обжигаются детские поделки, Троицкая покупала без материальной помощи со стороны районных властей. Помогали спонсоры и сами родители, которые с удовольствием остаются на занятия и работают вместе с детьми.

История борьбы студии за право существования длится уже почти 10 лет. В начале 2000-х инициатором выселения студии из помещения на Арбате была руководитель муниципалитета Л. Буркина, а исполнителем ГУП ДЕЗ района. Действия местных властей в данном случае граничили с криминалом. Неоднократно помещение студии было разгромлено нанятыми злоумышленниками; разбито имущество, в том числе дорогостоящие муфельные печи, книги по искусству. Выселять непокорных руководителя студии и ее детей были вызваны 2 автобуса ОМОНА. А в 2007 году А и ее коллега были замурованы в помещении с помощью сварочного аппарата. Две пожилых женщины провели в заваренном подвале 17 часов. Процесс вызволения с помощью команды МЧС снимало телевидение (3 канал и канал «Столица»). Реакции со стороны прокуратуры не последовало.

В конце 2007 г. сменился руководитель муниципального образования , но процесс выселения студии продолжался. Новый глава муниципалитета инициировал иск на выселение детской студии через Москомимущество. Помещение снова было разгромлено, фотографии разгрома стали аргументом Москомимущества в доказательстве того, что никакая творческая работа в данном помещении не ведется и оно находится в аварийном состоянии. Документы на аренду подвала муниципалитет не подписывает. Видимо, содержать убыточную детскую студию в самом центре столицы не входит в планы муниципалитета.

РОО "Культурно-оздоровительный центр досуга по месту жительства "Юность" района "Дорогомилово".

Центр создан жителями и ветеранами микрорайона 34 года назад.

В нем занимались около 3000 детей и 650 ветеранов района «Дорогомилово».

Его идейным организатором и бессменным руководителем является Роза Александровна Васильева, участница Великой Отечественной войны, член Президиума «Ассоциации общественных объединений Города-героя Москвы", член Президиума межгосударственного Союза городов-героев и городов воинской славы, награжденная 28 наградами разного достоинства за военный период и за работу с молодежью.

Центр занимал здание бывшей школы по адресу: Украинский бульвар. Помещения, более 1500 кв. метров были предоставлены центру на основании Постановления Правительства Москвы, с которым был заключен Договор Аренды до конца 2012 года.

Но начиная с 2007 года Департамент имущественных отношений начал судебные (Арбитражные) тяжбы с целью расторгнуть Договор Аренды и выселить Центр «Юность». Что им с третьим судебным иском и удалось. В июне 2009 года, получив решение Арбитражного суда о выселении в связи с односторонним расторжением договора аренды, оперативно, до окончания прохождения всех судебных инстанций, 7 декабря 2009 года производится варварское выселение Центра «Юность» с автоматчиками, было вывезено в неизвестном направлении все имущество, накопленное за 34 года, это восемь пианино, театральные костюмы, мебель вся документация. Оргтехника и прочее имущество выброшены на улицу. В присутствии детей более 30 попугайчиков, аквариумные рыбки спущены в канализацию . Экспонаты музеев 3 фронтов так же вывезены неизвестно куда, а на портретах маршалов Победы рабочие выкололи глаза. Все это было сделано, чтобы помещения выставить на торгии, что и было сделано. Помещения в феврале 2010 года было продано площадь». Через два месяца Федеральный Арбитражный суд отменяет Решение о выселении. Сейчас КОЦД «Юность» оспаривает правомочность продажи здания, в котором занимались дети, в Арбитражном суде.

Региональная общественная организация содействия развитию творчества детей и молодежи «Досуговый центр «Импульс» (СВАО, район Медведково)

Региональная общественная организация содействия развитию творчества детей и молодежи «Досуговый центр «Импульс», была создана в Медведково инициативной группой жителей района в 1985 году. На протяжении более чем 20 лет организация выполняла различные социальные программы, социальные заказы управы и муниципалитета Южное Медведково, префектуры СВАО, Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, Департамента семейной и молодежной политики города Москвы. С 2004 года «Импульс» является исполнителем комплексной долгосрочной социально программы «Новый век – Новый клуб», развивая культурно-спортивную, воспитательную, досуговую работы среди детей, молодежи, молодых семей и взрослого населения по месту жительства. В центре функционируют хореографические , эстрадные, музыкальные студии, семейный театр, клуб любителей книги, студии прикладного искусства и творчества. Всего за 23 года в «Импульсе» занималось более 20000 человек. «Импульс» был полностью оснащении и оборудован. Как досуговый центр за счет вложения средств и многолетнего труда участников организации – жителей Южного Медведково и СВАО.

30 июня 2008 г. помещение РОО ДЦ «Импульс» (ул. Полярная, дом 10, стр.1) было незаконно, без решения суда, силой отобрано муниципалитетом ВМО Южное Медведково при противоправном содействии им в этом местной милиции и депутатов.

Многочисленные награды общественной организации, полученные от органов власти и управления района, округа, города и государства, в том числе и международные, многолетний опыт, методические наработки и большой вклад стабильного коллектива в развитие социума Москвы во внимание приняты не были.

Договор социального заказа муниципальными чиновниками умышленно не продлялся, конкурс на использование площадей не проводился. В помещение по рейдерской схеме был подселено вновь созданное муниципальное учреждение МУ «ЦДС Олимп», а центр «Импульс», работающий непрерывно на это время 23 года, вместе с детьми и педагогами был выброшен на улицу.

Все награды, документы и имущество организации (библиотека, музей, костюмы, декорации и многое другое) были захвачены, демонтированы, перемещены и разграблены. Работа 15-ти коллективов и педагогов, занятия 300 участников, долгосрочные социальные программы, осуществляемые центром, остановлены.

Помещение, несмотря, на многочисленные протесты и обращения жителей, РОО «ДЦ Импульс» до настоящего времени не возвращено, а другое – не предоставлено, участники организации – дети, родители и педагоги вынуждены скитаться и проводить свои занятия на улице и во временных помещениях не по месту своего жительства.

НОУ КФШ «Новый Акрополь»

НОУ КФШ «Новый Акрополь» является крупнейшим учреждением дополнительного образования в районе, одним из крупнейшим в Южном административном округе, а также одним из крупнейших негосударственных некоммерческих организаций в г. Москве.

Эта образовательная, культурно-просветительская организация для детей и взрослых существует боле 25 лет в г. Москве. Работает дошкольный лицей, группы дневного пребывания для дошкольников, музыкально-эстетические и научно-технические студии для школьников, детско-молодежное объединение «Камелот», регулярно проводятся встречи, лекции, семинары по истории цивилизаций, символизму культур, литературные и музыкальные вечера, концерты, организуются встречи с выдающимися людьми современности – кинематографистами, музыкантами, писателями, актерами, режиссерами, работают студии прикладного искусства. Кроме того, «Новый Акрополь» является инициатором добровольческих акций в сфере экологии, помощи детям-сиротам и детям-инвалидам, людям с ограниченными возможностями, детям, находящимся в реабилитационных центрах. Силами членов организации созданы десятки научно-просветительских фильмов, которые демонстрировал телеканал «Культура», проведено более 1500 культурно-просветительских мероприятия в городе Москве.

В настоящее время в НОУ КФШ «Новый Акрополь» занимается 1000 человек, в том числе более 300 детей. В школе работает 25 сотрудников, все они являются москвичами. В их работе помогает около 100 волонтеров.

В 2009 году у НОУ КФШ «Новый Акрополь» закончился долгосрочный договор аренда (10 лет). Первоначально, в 1995 году, при заключении договора аренды, здание по принадлежало. В 1999 году помещение было передано Москомимуществу, которое заключило договор аренды на срок 10 лет.

В 2009 года после окончания договора аренды, Департамент имущества г. Москвы на многочисленные обращения о пролонгации договора аренды, отказалось заключить новый договор, мотивируя это тем, что данное здание должно быть передано в ведение Департамента образования г. Москву, которому ранее данное помещение никогда не принадлежало и который от получения данного помещения отказывается. Следует отметить, что Департамент образования г. Москвы не нуждается в районе Орехово – Борисово Северное в помещении детских садов, так как обеспеченность района местами в детских садах превышает 100 %. Более того, Департамент образования работу НОУ КФШ «Новый Акрополь» поддерживает.

Тем не менее, Арбитражный суд г. Москвы вынес решение от 26.01.10 о выселении НОУ КФШ «Новый Акрополь» из занимаемого помещения, так как собственник не хочет продлевать договор аренды. Для решения проблемы необходимо заключить договор на продление аренды.

РОО «Косинский детский морской клуб»

Клуб существует 25 лет. Располагает собственной материально-технической базой, в том числе помещением, принадлежащем клубу на праве собственности, плавсредствами, небольшой верфью для постройки яхт. Косинский детский морской клуб ведет военно-патриотическую и спортивную работу с детьми и молодежью, предоставляет свою базу для проведения тренировок и соревнований многих детских объединений города Москвы.

В течение многих лет клуб не может решить вопрос о праве пользования земельным участком, на котором стоят принадлежащие ему здания и сооружения. Следствием этой проблемы в 2012 году стал административный запрет на использование Клубом акватории озера, на берегу которого клуб расположен. Клубу нужно помочь решить вопрос с землей .

Приложение 2

Предложения

1. Государственной Думе Российской Федерации

1.1 Законодательно предусмотреть обременение помещений, выделенных для социально значимой деятельности некоммерческих организаций, с запретом их перепрофилирования.

1.2. Установить, что при конфликте интересов собственника и общественных интересов, связанных с целевым характером помещений, как предназначенных для работы социально ориентированных НКО, общественные интересы имеют приоритетное значение.

1.3. Предоставить социально ориентированным НКО, занимающим помещения в течение длительного времени, право выкупа занимаемых помещений по льготной цене.

2. Мосгордуме

2.1. Разработать Закон г. Москвы «Об осуществлении общественного контроля за соблюдением прав человека, интересов гражданского общества и интересов г. Москвы при предоставлении Департаментом имущества г. Москвы нежилых помещений».

2.2. Утвердить целевую городскую программу по предоставлению социальных услуг и развитию сети клубов по месту жительства на базе НКО, включив в перечень государственных услуг поддержку самодеятельности населения.

3. Департаменту имущества города Москвы:

3.1. На основе перечня уже арендуемых помещений (2400 организаций) выделить квоты помещений с льготной и долгосрочной арендой (аналогично малому предпринимательству) для работы СО НКО в целях реализации социальных программ, в т. ч. отдельной квоты помещений от 150-200 кв. м для реализации программ на основе клубных технологий.

3.2. Заключать договора аренды с социально ориентированными НКО на долговременной основе;

3.4. Разработать нормативный акт о создании Общественного экспертного совета при ДИГМ по вопросам СО НКО с привлечением представителей профильных Ассоциаций, Союзов СО НКО и Общественных советов (общественных объединений) руководителей СО НКО.

3.4. Создать отдельные страницы в сети Интернет для СО НКО с информацией о конкурсах и предоставлении помещений СО НКО.

3.6. Раскрыть на своем сайте сведения об НКО, занимающих помещения на бесплатной или льготной основе;

4. Совету муниципальных образований:

4.1. Разработать регламенты и выполнять нормы ФЗ №40 для поддержки общественно полезной деятельности СО НКО

4.2. Разработать и ввести в действие регламенты предоставления помещений общественным объединениям на базе муниципальных учреждений.

4.3. Разработать регламенты предоставления одного помещения для деятельности 2-3 СО НКО (при целесообразности и возможности реализации социальных программ на территории).

4.4. Считать обязательным введение в конкурсные комиссии муниципалитетов по предоставлению помещений на безвозмездной основе представителей профильных Ассоциаций, Союзов СО НКО и Общественных советов (общественных объединений) руководителей СО НКО.

4.5. Не допускать лишения помещений социально ориентированных НКО.

Рассматривать лишение помещений НКО, осуществляющих общественно полезную деятельность, как безусловное основание прекращения контракта с руководителем муниципалитета.

4.6. Организовать учебу депутатов по вопросам социальной политики и взаимодействия с социально ориентированными НКО.

5. Правительству Москвы:

5.1. Рассматривать сохранение ранее предоставленных и предоставление новых помещений социально ориентированным некоммерческим организациям г. Москвы в качестве одного из главных критериев оценки работы Департамента имущества г. Москвы.

5.2. Установить для таких организаций льготу по арендной плате, а также разработать алгоритм их освобождения от внесения арендной платы либо отсрочки ее внесения при отсутствии средств.

5.3. Предусмотреть формы общественного контроля при:

Предоставлении или изъятии Департаментом имущества г. Москвы помещений у социально ориентированных НКО.

Формировании и ведении Реестра общественно значимых и социально полезных программ и организаций;

5.4. Приглашать представителей устойчивых и зарекомендовавших себя объединений для осуществления экспертных и контрольных общественных функций в сфере предоставления помещений СО НКО.

5.5. Соблюдать в Москве нормативы по выделению нежилых помещений для социальных целей. В тех муниципалитетах (управах), где этих помещений сейчас существено меньше норматива, Правительству Москвы в ближайшее время выделить дополнительные помещения для социальных целей.

5.6. Провести общественную проверку использования помещений, выделенных для социальных целей. В случае, если они используются в иных целях, инициировать расторжение договоров с арендаторами и передачу помещений социально ориентированным НКО.

6. Социально ориентированным некоммерческим организациям Москвы:

6.1. Создать сеть профильных Ассоциаций, представляющих на всех уровнях интересы СО НКО и осуществляющих экспертные и контрольные общественные функции.

6.2. Рассмотреть целесообразность и возможность создания саморегулируемых организаций.

7. Комиссии Общественной Палаты Российской Федерации по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан

7.1. Провести расширенное заседание комиссии по вопросу условий работы социально ориентированных организаций в г. Москве с приглашением представителей городской и федеральной власти.

7.2 Обобщить опыт правоприменения ФЗ №40 в различных регионах РФ и разработать рекомендации органам власти по улучшению условий деятельности СО НКО.

Победители уникального конкурса социальных проектов «Ваш дом для добрых дел», организатором которого является Ресурсный центр НКО Комитета общественных связей города Москвы, уже готовятся к переезду в новые современные офисы. Независимые эксперты и члены конкурсной комиссии, в которую вошли лидеры третьего сектора столицы, провели глубокую оценку 73 проектов и, после жаркой дискуссии, определили лучшие из лучших. Победителями конкурса признаны 19 организаций, которые безвозмездно получат помещения для работы и реализации социально-значимых инициатив на срок от 1 до 3 лет.

По условиям конкурса, каждый победитель займет один из современных офисов, расположенных в шести разных округах столицы. НКО получат возможность пользоваться не только современными офисами для эффективной работы, но и дополнительными пространствами, среди которых презентационные залы, детские игровые уголки и небольшие кухни, а яркий дизайн в общем стиле обеспечит позитивное настроение. НКО смогут безвозмездно пользоваться всеми помещениями, оплачивая только собственные коммунальные расходы.

«Все офисы для НКО расположены на первых этажах жилых домов, сюда удобно приходить местным жителям, которые будут участниками или волонтерами социальных проектов. Здесь будет комфортно всем. Предусмотрена максимально доступная среда для маломобильного населения, в том числе для людей с ОВЗ. Уверен, что новые офисы станут настоящими домами для некоммерческих организаций нашего города», - говорит Антон Лопухин, директор Ресурсного центра НКО Москвы.

По итогам независимой экспертизы и заседания конкурсной комиссии стали известны соседи в Домах для добрых дел - победители конкурса:

В помещениях по адресу г. Москва, ул. Беловежская, д. 83 будут работать:

Помещение 1 - Автономная некоммерческая организация «Центр спорта, творчества, интеллектуального развития и социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан «Гармония»;

Помещение 2 - Автономная некоммерческая организация «Центр спорта, творчества, интеллектуального развития и социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан «Атмосфера»;

Помещение 4 - Региональная общественная организация поддержи молодежи «Лотос».

В Доме добрых дел на ул. Братиславская, д. 15, корп. 2 поселятся:

Помещение 1 - Благотворительный фонд содействия охране здоровья, социальной поддержке и защиты граждан «Люблю жизнь»;

Помещение 2 - Автономная некоммерческая организация Центр помощи многодетным семьям «МногоМама».

В современные офисы на ул. Аэродромной, д 6 въедут сразу шесть НКО:

Помещение 1 - Региональная общественная организация инвалидов «Птица счастья»;

Помещение 2 - Благотворительный фонд помощи бездомным животным «Котодетки»;

Помещение 3 - Некоммерческое партнерство «Объединение общественных и некоммерческих организаций СЗАО г. Москвы «Содружество»;

Помещение 4 - Благотворительный фонд социальной поддержки и защиты граждан «Дорога в жизнь»;

Помещение 5 - Благотворительный фонд помощи детям, рожденным на раннем сроке «Подари солнечный свет»;

Помещение 6 - Региональный общественный фонд содействия социально-культурному, образовательному и духовному развитию личности «Феликс».

Современные пространства на ул. Косинской, д. 24, корп. 3 получат:

Помещение 1 - Автономная некоммерческая организация Центр социально-бытовой адаптации людей с ментальными нарушениями «Мастера и Маргарита»;

Помещение 2 - Автономная некоммерческая организация «Центр социокультурной анимации «Одухотворение».

В доме добрых дел на ул. Петрозаводской, д. 18, корп. 1 будут работать:

Помещение 1 - Благотворительный фонд помощи родителям в трудной жизненной ситуации «Свет в руках»;

Помещение 2 - Автономная некоммерческая организация в сфере профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства «Агентство социального развития»;

Помещение 3 - Региональная общественная организация «Объединение многодетных, малообеспеченных семей и семей с детьми инвалидами «Много детства».

Реализовывать социально значимые инициативы в стенах Дома для добрых дел на Варшавском шоссе, д. 76, корп. 2 будут:

Помещение 1 - Благотворительный фонд социальной и информационной поддержки для детей после кохлеарной имплантации и с нарушением слуха «Мелодия жизни»;

Помещение 2 - Общероссийский союз общественных объединений «Молодежные социально-экономические инициативы»;

Помещение 3 - Региональный общественный фонд правовой защиты и поддержки инвалидов «Без барьеров».

Поздравляем победителей конкурса «Ваш дом для добрых дел» и желаем успеха в реализации социально-значимых проектов!

НКО или некоммерческие организации - так принято в обществе называть подобный вид деятельности. НКО сложно назвать прямым бизнесом, но зарабатывать на этом фоне точно можно. Если говорить в общем, то сам бизнес держится на энтузиазме посредников, инвесторов и самой группы людей, которыми была создана такая организация.

Сама суть создания НКО лежит в возможности отстаивания своих интересов от юридического лица, заручившись поддержкой конкретной организации для достижения цели. Дополнительно, некоммерческие организации создаются для того, чтобы привлечь внимание «третьей стороны». Ярким примером тому является форд, как одна из форм НКО. Для ее существования берутся деньги третьей стороны. Но, не всегда получается работать исключительно на добровольных началах.

Откуда берутся деньги и как получить прибыль?

С формой стало понятно. Теперь осталось немного разобраться откуда могут взяться доходы с некоммерческих организация. Опять приведем яркие примеры - церковь, религиозная организация, учреждение, товарищество, партия и так далее.

На самом деле форм НКО очень много, они прописаны в законодательстве и каждая копеечка прибыли обязана идти на благо самой организации. Но, все доходы не облагаются налогами. Если в церковь идет бабушка и несет часть своей пенсии на строительство самого храма и помощь, на содержание, то от этой части доходов государство не имеет права брать налоги.

Еще можно привести пример, как созданный фонд во блага запрета на снос исторически важного здания при помощи пожертвований и поддержки со стороны достигает своей цели, но при этом зарабатывает около 45 тыс. $. Вот так без налогов, на одних пожертвованиях.

Такая отрасль может вызывать мнение золотой жилы. Отчасти оно так и есть. Если говорить от правового лица, то НКО требуют постоянного финансирования и существуют несколько разрешенных государством форм:

1. Пожертвования и взносы на добровольных основах;
2. Предпринимательская деятельность;
3. Поступление от учредителей организации;
4. Доход от долевых участников организации.
Также помощь для НКО может в форме отказа платы за эксплуатацию помещения или предоставление в пользование имущества.

Подробнее о финансах.

Созданные некоммерческие организации могут использовать свои средства лишь по общему согласию объединения. При этом, может быть созданы смета доходов и даже иметься самостоятельный баланс.

Смета может отображать финансовый план организации. Такой план разбивается на кварталы и даже на целый год. Именно здесь фиксируется приход и расход средств, а также их движение. При этом поступившие средства должны соответствовать целевым расходам. При этом, подобный принцип распределения средств не обязывает потратить все доходы в первый же год существования, а может растянуться на несколько лет.

В любом случае вложение денег в определенную цель позволит в дальнейшем получить хорошую прибыль всех для всех участников НКО. Но, даже для подобного вида деятельности необходим так называемый бизнес-план для создания.

Документальная часть.

Для создания НКО необходим такой пакет документов:

1. В первую очередь создается заявление от юридического лица. Период рассмотрения составляет 3 месяца;
2. Оплата государственной пошлины - от 50 до 200 $ в зависимости от выбранного вида НКО;
3. Протокол учредительного решения НКО;
4. Устав, учредительская документация;
5. Реквизиты НКО;
6. Документы на право владения помещением, оборудованием (договор аренды, чеки на покупку).
Этап оформления документов может быть затратным и стоит владельцам около 250 $.

Помещение.

Создание некоммерческой организации нуждается в аренде помещения. Для этого часто арендуют квартиру, офис в бизнес-центре или отдельностоящее помещение. Само здание должно быть со всеми коммуникациями для удобства работы самих сотрудников. Это общепринятые коммуникации: свет, газ, вода, отопление.

Для работы, к примеру, фонда достаточно и 40 метров квадратных. А если целью организации будет прием благотворительности для беженцев или бедных семей, то площадь должна быть в разы больше. Поскольку ежедневно туда может приходить большое количество посетителей. Интерьер в помещении может быть скромный, классический, без излишков. Если придется платить за аренду, то это будет стоить около 150-300 $.

Оснащение.

Помещение должно быть предусмотрено для работы. Для этого необходимо купить такое оснащение:

1. Компьютеры - около 700 $;
2. Телефоны - 200 $;
3. МФУ или сканер, принтер, ксерокс - 400 $;
4. Борды - 80 $;
5. Оборудование для презентаций - 130 $.
Также необходимо офисная мебель: столы, стулья, диванчики, шкафы, полки, возможно, сейф, офисные кресла, предметы интерьера. Как было уже оговорено выше, мебель может быть закуплена или передана в дар НКО. Но, все-таки, стоит предусмотреть 2 тыс. $ на этот аспект.

Работники.

Даже НКО требует найма персонал. Обычно в роли выступают работники офиса или администраторы, маркетологи, бухгалтер. Весь персонал может насчитывать 5 человек, а может доходить и до сотни, особенно если ваш фонд действительно большой, то работников необходимо достаточно.

Часть людей может работать и на добровольных началах, но большая половина будет оформлена на работу и иметь определенную сумму заработной плата. Минимально, на что необходимо будет рассчитывать - это 1,5 тыс. $.

Если опять же обратиться к фонду, то о нем должны знать максимальное количество людей. О том, что вы собираете средства должно говориться по телевизору и радио с указанием реквизитов, обозначаться в журналах и газетах, описываться на бордах вашего города. Также обычно помогают с этим волонтеры. Они готовы стоять на добровольных началах и просить у приходящихся обратиться к вашей проблеме. Помимо этого, могут поводиться агитации, встречи, собрания, как вид привлечения к вашей некоммерческой организации. На рекламу стоит подготовить не менее 300 $.

Перечень затрат.

Создание НКО заставляет вложить средства в четыре основных аспекта:

1. Оформление документов - 250 $;
2. Помещение - 150-300 $;
3. Оснащение - 2 тыс. $;
4. Персонал - 1,5 тыс. $;
5. Реклама - 300.

Открытие НКО влечет за собой вложения в размере не менее 4 тыс. $. Расчет велся на примере организации фонда.

Как насчет прибыли?

Возвращаясь опять к созданию фонда, то прибыль может быть действительно большой. Она может представлять собой тысячи долларов ежемесячно, которые могут пойти на строительство или реконструкцию выбранного объекта. К примеру, в среднем один фонд получает порядка 5-8 тыс. $ в месяц. А вот инвесторами могут быть как физические, так и юридические лица, вне зависимости от деятельности и статуса.

Развитие.

Даже эта отрасль может развиваться. Можно создать большой фонд с множеством филиалов по всей стране, главное, чтобы созданная цель или проблема была действительно актуальной. Еще, обращаясь к западной стороне мира, в Европе и США уже несколько лет работают и развиваются НКО, у которых по законодательству существует возможность отдавать лишь 35% собственных доходов на нужды самой организации, а остальная часть может смело иметь название дохода. Возможно, скоро и в нашей стране обратят большее внимание на данный аспект и предложат подобную возможность.

Читайте так же:

В соответствии со статьей 31 1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе;

Правила предоставления федерального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе.

2. Реализация настоящего постановления осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в пределах установленной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным Министерству и Агентству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

Правила формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе

1. Настоящие Правила устанавливают порядок формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (далее - перечень).

2. В перечень могут быть включены только нежилые помещения, находящиеся в федеральной собственности и свободные от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией) (далее - нежилые помещения).

3. Формирование перечня осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (далее - уполномоченный орган).

4. Уполномоченный орган в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, определяет в составе имущества государственной казны Российской Федерации нежилые помещения, которые могут быть предоставлены социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (далее - организации), и принимает решения о включении нежилых помещений в перечень.

5. Решение уполномоченного органа о включении нежилого помещения в перечень или об исключении нежилого помещения из перечня содержит следующие сведения о нежилом помещении:

а) общая площадь нежилого помещения;

б) адрес здания, в котором расположено нежилое помещение (в случае отсутствия адреса - описание местоположения здания);

в) номер этажа, на котором расположено нежилое помещение, описание местоположения этого нежилого помещения в пределах этажа или здания.

6. Уполномоченный орган исключает из перечня нежилое помещение в случае, если 2 раза подряд после размещения уполномоченным органом в установленном порядке извещения о возможности предоставления нежилого помещения в безвозмездное пользование или аренду организации в течение указанного в таком извещении срока не подано ни одно заявление о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование или заявления о предоставлении нежилого помещения в аренду.

7. Ведение перечня осуществляется в электронном виде уполномоченными должностными лицами уполномоченного органа.

8. В перечень вносятся сведения о нежилом помещении, содержащиеся в решении уполномоченного органа о включении нежилых помещений в перечень, а также следующие сведения:

а) год ввода в эксплуатацию здания, в котором расположено нежилое помещение;

б) информация об ограничениях (обременениях) в отношении нежилого помещения:

вид ограничения (обременения);

срок действия ограничения (обременения);

информация о лицах (если имеются), в пользу которых установлено ограничение (обременение):

полное наименование;

местонахождение;

основной государственный регистрационный номер;

идентификационный номер налогоплательщика;

в) реестровый номер федерального имущества;

г) день принятия уполномоченным органом решения о включении нежилого помещения в перечень.

9. Включенные в перечень нежилые помещения группируются по субъектам Российской Федерации, на территории которых они расположены.

10. Сведения о нежилом помещении, указанные в пункте 8 настоящих Правил, вносятся в перечень в течение 3 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом решения о включении этого нежилого помещения в перечень.

В случае изменения сведений, содержащихся в перечне, соответствующие изменения вносятся в перечень в течение 3 рабочих дней со дня, когда уполномоченному органу стало известно об этих изменениях, но не позднее чем через 2 месяца после внесения изменившихся сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости.

Сведения о нежилом помещении, указанные в пункте 8 настоящих Правил, исключаются из перечня в течение 3 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом решения об исключении этого нежилого помещения из перечня в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.

11. Перечень публикуется на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Правила предоставления федерального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе федерального имущества, включенного в перечень федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе, формируемый в установленном порядке (далее - перечень).

Действие настоящих Правил распространяется только на предоставление нежилых помещений, включенных в перечень (далее - нежилые помещения), во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям, за исключением государственных и муниципальных учреждений и некоммерческих организаций, учрежденных Российской Федерацией (далее - организации).

2. Нежилое помещение предоставляется организации во владение и (или) в пользование на следующих условиях:

а) предоставление нежилого помещения в безвозмездное пользование или аренду на 5 лет;

б) предоставление нежилого помещения в безвозмездное пользование при условии осуществления организацией в соответствии с учредительными документами одного или нескольких видов деятельности, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (далее - виды деятельности), в течение не менее 5 лет до подачи указанной организацией заявления о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование;

в) предоставление нежилого помещения в аренду при условии осуществления организацией в соответствии с учредительными документами одного или нескольких видов деятельности в течение не менее одного года до подачи указанной организацией заявления о предоставлении нежилого помещения в аренду;

г) использование нежилого помещения только по целевому назначению для осуществления одного или нескольких видов деятельности, указываемых в договоре безвозмездного пользования нежилым помещением или договоре аренды нежилого помещения;

д) установление годовой арендной платы по договору аренды нежилого помещения в рублях в размере 50 процентов размера годовой арендной платы за нежилое помещение, определяемой на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы, подготовленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на дату, предшествующую размещению в установленном порядке извещения о возможности предоставления нежилого помещения в безвозмездное пользование или аренду организации (далее - извещение) не более чем на 60 дней, которая не подлежит изменению в течение действия договора аренды нежилого помещения;

е) запрещение продажи переданного организациям государственного имущества, переуступки прав пользования им, передачи прав пользования им в залог и внесения прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности;

ж) наличие у организации, которой нежилое помещение предоставлено в безвозмездное пользование или аренду, права в любое время отказаться от договора безвозмездного пользования нежилым помещением или договора аренды нежилого помещения, уведомив об этом Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - уполномоченный орган) за один месяц;

з) отсутствие у организации просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и (или) государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год и задолженности по арендной плате по договорам аренды находящегося в федеральной собственности государственного имущества. Это условие считается соблюденным, если организация обжаловала наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день заключения договора безвозмездного пользования нежилым помещением или договора аренды нежилого помещения не вступило в законную силу;

и) отсутствие факта нахождения организации в процессе ликвидации, а также отсутствие решения арбитражного суда о признании ее банкротом и об открытии конкурсного производства;

к) отсутствие организации в перечне организаций, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, предусмотренном пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

3. Уполномоченный орган размещает на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - официальный сайт, сеть "Интернет") извещение не позднее чем через 60 дней со дня освобождения организацией нежилого помещения в связи с прекращением права владения и (или) пользования им или принятия уполномоченным органом решения о включении нежилого помещения в перечень, если такое нежилое помещение на момент принятия указанного решения не предоставлено во владение и (или) пользование некоммерческой организации.

4. Извещение может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, а также размещено на любых сайтах в сети "Интернет" при условии, что такие опубликование и размещение не осуществляются вместо размещения, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил.

5. Извещение должно содержать следующие сведения:

а) наименование, местонахождение, почтовый адрес, адрес электронной почты и номер телефона уполномоченного органа;

б) общая площадь нежилого помещения;

в) адрес здания, в котором расположено нежилое помещение (в случае отсутствия адреса - описание местоположения здания);

г) номер этажа, на котором расположено нежилое помещение, описание местоположения этого нежилого помещения в пределах этажа или здания;

д) год ввода в эксплуатацию здания, в котором расположено нежилое помещение;

е) информация об ограничениях (обременениях) в отношении нежилого помещения;

ж) состояние нежилого помещения (хорошее, удовлетворительное, требуется текущий ремонт, требуется капитальный ремонт);

з) размер годовой стоимости арендной платы за нежилое помещение на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы, подготовленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности;

и) типовые формы договора безвозмездного пользования нежилым помещением и договора аренды нежилого помещения, заключаемых уполномоченным органом с организациями, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

к) сроки (день и время начала и окончания) приема заявления о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование или заявления о предоставлении нежилого помещения в аренду (далее - заявления);

л) место, день и время вскрытия конвертов с заявлениями и открытия доступа к заявлениям, поданным в форме электронных документов;

м) условия предоставления нежилого помещения во владение и (или) в пользование, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил;

н) форма заявлений для подачи их в форме электронного документа.

6. При размещении извещения на официальном сайте днем начала приема заявлений устанавливается 1-й рабочий день после дня размещения извещения на официальном сайте. Днем окончания приема заявлений устанавливается 30-й день после даты размещения извещения на официальном сайте, а если он приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, - ближайший следующий за ним рабочий день.

Днем вскрытия конвертов с заявлениями определяется 1-й рабочий день после окончания срока приема заявлений.

7. Уполномоченный орган вправе внести изменения в извещение, размещенное на официальном сайте, не позднее чем за 5 дней до дня окончания приема заявлений. При этом срок приема заявлений должен быть продлен таким образом, чтобы со дня размещения на официальном сайте изменений в извещение до дня окончания приема заявлений он составлял не менее 20 дней.

Изменения в извещение, размещенное на официальном сайте, можно вносить не более одного раза.

8. В течение срока приема заявлений организация, отвечающая условиям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил, может подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование или заявление о предоставлении нежилого помещения в аренду, а организация, отвечающая условиям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил, - заявление о предоставлении нежилого помещения в аренду.

Одна организация вправе подать в отношении одного нежилого помещения только одно заявление о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование или одно заявление о предоставлении нежилого помещения в аренду.

9. Заявления подаются в письменной форме с текстовой копией на электронном носителе в запечатанном конверте, на котором указываются слова "Заявление социально ориентированной некоммерческой организации о предоставлении нежилого помещения", а также общая площадь испрашиваемого нежилого помещения и адрес здания, в котором оно расположено (в случае отсутствия адреса - описание местоположения здания), или в форме электронного документа.

Заявления в форме электронного документа подаются в уполномоченный орган посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте.

Заявления подписываются лицом, имеющим право действовать от имени организации без доверенности (далее - руководитель), или ее представителем, действующим на основании доверенности.

10. Заявление о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование содержит:

а) полное и сокращенное наименование организации, дату ее государственной регистрации (при создании), основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, местонахождение постоянно действующего органа;

б) почтовый адрес, номер телефона, адрес электронной почты организации, адрес ее сайта в сети "Интернет";

в) наименование должности, фамилия, имя, отчество руководителя организации;

г) сведения о нежилом помещении, указанные в подпунктах "б" и "в" пункта 5 настоящих Правил;

д) сведения о видах деятельности, которые организация осуществляла в соответствии с учредительными документами в течение последних 5 лет и осуществляет на момент подачи заявления, а также о содержании и результатах такой деятельности (краткое описание содержания и конкретных результатов программ, проектов, мероприятий);

е) сведения о размере денежных средств, использованных организацией по целевому назначению на осуществление в соответствии с учредительными документами видов деятельности в течение последних 5 лет (общий размер денежных средств, размер целевых поступлений от граждан, размер целевых поступлений от российских организаций, размер целевых поступлений от иностранных граждан и лиц без гражданства, размер целевых поступлений от иностранных организаций, размер доходов от целевого капитала некоммерческих организаций, размер внереализационных доходов, размер доходов от реализации товаров, а также объем работ и услуг за каждый год указанного периода);

ж) сведения о грантах, выделенных организации по результатам конкурсов некоммерческими организациями за счет субсидий из федерального бюджета в течение последних 5 лет (наименования указанных организаций, размеры грантов, даты их получения, краткое описание проектов (мероприятий), на реализацию которых они выделены);

з) сведения о субсидиях, полученных организацией из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в течение последних 5 лет (наименования органов, принявших решения о предоставлении субсидий, размеры субсидий, даты их получения, краткое описание мероприятий (программ, проектов), на реализацию которых они предоставлены);

и) сведения о членстве организации в ассоциациях, союзах, некоммерческих партнерствах и иных основанных на членстве некоммерческих организациях, в том числе в иностранных организациях (наименования таких организаций и сроки членства в них);

к) сведения о средней численности работников организации за последние 5 лет (средняя численность работников за каждый год указанного периода);

л) сведения о средней численности добровольцев организации за последние 5 лет (средняя численность добровольцев за каждый год указанного периода);

м) сведения об объектах недвижимого имущества, принадлежащих организации на праве собственности (объекты, их площадь, кадастровые номера, адреса, даты государственной регистрации права собственности);

н) сведения об объектах недвижимого имущества, находящихся и находившихся во владении и (или) в пользовании организации в течение последних 5 лет, за исключением объектов недвижимого имущества, использовавшихся исключительно для проведения отдельных мероприятий (объекты, их площадь, адреса, сроки владения и (или) пользования, вид права, размеры арендной платы (при аренде), указание на принадлежность объектов к государственной и муниципальной собственности);

о) сведения о наличии у организации задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и (или) государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, а также по арендной плате по договорам аренды находящегося в федеральной собственности государственного имущества;

п) сведения о видах деятельности, для осуществления которых организация обязуется использовать нежилое помещение;

р) сведения о потребности организации в предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование;

с) согласие на заключение договора безвозмездного пользования нежилым помещением, составленного путем заполнения типовой формы, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

т) перечень прилагаемых документов.

11. Заявление о предоставлении нежилого помещения в аренду содержит:

а) сведения, соответствующие требованиям подпунктов "а" - "п" пункта 10 настоящих Правил (в случае, если организация осуществляет виды деятельности менее 5 лет до дня подачи заявления, такая организация должна предоставить сведения, предусмотренные подпунктами "д" - "з", "к", "л" и "н" пункта 10 настоящих Правил, за период фактического осуществления деятельности);

б) обоснование потребности организации в предоставлении нежилого помещения в аренду на льготных условиях;

в) согласие на заключение договора аренды нежилого помещения, составленного путем заполнения типовой формы, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

г) перечень прилагаемых документов.

12. К заявлениям прилагаются:

а) копии учредительных документов организации;

б) документ, подтверждающий полномочия руководителя организации (копия решения о назначении или об избрании), а в случае подписания заявлений - также доверенность на осуществление соответствующих действий, подписанная руководителем и заверенная печатью указанной организации, или нотариально удостоверенная копия такой доверенности;

в) решение об одобрении или о совершении сделки на условиях, указанных в заявлениях, в случае, если принятие такого решения предусмотрено учредительными документами организации.

13. Организация вправе по собственной инициативе приложить к заявлениям:

а) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц со сведениями об организации, выданную не ранее чем за 3 месяца до дня размещения извещения на официальном сайте, или нотариально удостоверенную копию такой выписки;

б) копии документов, представленных организацией в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, в соответствии с подпунктом 3 и (или) подпунктом 3 1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" за последние 5 лет;

в) копии годовой бухгалтерской отчетности организации за последние 5 лет;

г) письма органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, а также граждан и их объединений, содержащие оценку (отзывы, рекомендации) деятельности организации, или их копии;

д) иные документы, содержащие, подтверждающие и (или) поясняющие сведения, предусмотренные подпунктами "д" - "р" пункта 10 настоящих Правил.

14. Документы, предусмотренные пунктами 12 и 13 настоящих Правил, могут быть представлены в уполномоченный орган в электронном виде.

15. При получении заявлений, поданных в форме электронного документа, уполномоченный орган обязан подтвердить их получение в письменной форме или в форме электронного документа в течение одного рабочего дня со дня получения.

16. Уполномоченный орган обязан обеспечить конфиденциальность сведений, содержащихся в заявлениях, до вскрытия конвертов с заявлениями. Лица, осуществляющие хранение конвертов с заявлениями и заявлений, поданных в форме электронных документов, не вправе допускать повреждение таких конвертов и заявлений до момента вскрытия конвертов.

17. Организация вправе изменить или отозвать заявления и (или) представить дополнительные документы до окончания срока приема заявлений.

18. Конверты с заявлениями и поданные в форме электронного документа заявления, поступившие в течение срока приема заявлений, указанного в размещенном на официальном сайте извещении, регистрируются уполномоченным органом. По требованию лица, подающего конверт, должностное лицо уполномоченного органа в момент его получения выдает расписку в получении конверта с указанием даты и времени его получения.

19. Вскрытие конвертов с заявлениями, рассмотрение поданных в уполномоченный орган заявлений и определение организаций, которым предоставляются нежилые помещения в безвозмездное пользование или аренду (далее - получатели имущественной поддержки), осуществляются комиссией по имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, создаваемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - комиссия).

20. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, утверждает состав комиссии и вносит в него изменения, назначает председателя, заместителя председателя и ответственного секретаря комиссии.

В состав комиссии включаются представители федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, уполномоченного органа, а также могут включаться представители других федеральных органов исполнительной власти, коммерческих и некоммерческих организаций, средств массовой информации, члены Общественной палаты Российской Федерации и иные заинтересованные лица.

В комиссии должно быть не менее 9 человек.

Число членов комиссии, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы, должно быть менее половины состава комиссии.

21. Председатель комиссии определяет место, дату и время проведения заседаний комиссии, председательствует на заседаниях комиссии и дает поручения ответственному секретарю комиссии по вопросам организационно-технического обеспечения деятельности комиссии.

В отсутствие председателя комиссии его полномочия осуществляет заместитель председателя комиссии.

22. Ответственный секретарь комиссии уведомляет членов комиссии о месте, дате и времени проведения заседаний комиссии, осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии и ведение протоколов ее заседаний.

Ответственный секретарь комиссии назначается по представлению уполномоченного органа из числа государственных гражданских служащих уполномоченного органа.

В отсутствие ответственного секретаря комиссии его полномочия может осуществлять другой член комиссии по решению комиссии с согласия такого члена комиссии.

23. Комиссия правомочна осуществлять свои функции, предусмотренные настоящими Правилами, если на заседании комиссии присутствуют более половины ее членов.

Члены комиссии должны быть уведомлены о месте, дате и времени проведения заседания комиссии.

Члены комиссии лично участвуют в заседаниях комиссии и не вправе передавать право голоса другим лицам.

Решения комиссии оформляются протоколом, который подписывают члены комиссии, присутствовавшие на заседании комиссии. В протоколе заседания комиссии указывается особое мнение членов комиссии (при его наличии).

24. В случае если член комиссии лично, прямо или косвенно заинтересован в предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование или аренду организации, он обязан проинформировать об этом комиссию до начала рассмотрения заявлений и не участвовать в заседаниях комиссии в течение такого рассмотрения. При этом голос такого члена комиссии не учитывается при определении правомочности заседаний комиссии и принятии решений.

В настоящих Правилах под личной заинтересованностью члена комиссии понимается возможность получения им доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для члена комиссии, его близких родственников, а также граждан или организаций, с которыми член комиссии связан финансовыми обязательствами.

25. Комиссией публично в месте, день и время, указанные в размещенном на официальном сайте извещении, одновременно вскрываются конверты с заявлениями и осуществляется процедура открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявлениям.

26. В случае установления факта подачи одной организацией 2 и более заявлений в отношении одного и того же нежилого помещения при условии, что поданные ранее заявления такой организацией не отозваны, все ее заявления, поданные в отношении этого нежилого помещения, не рассматриваются.

27. Представители организаций, подавших заявления, вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявлениями.

28. При вскрытии конвертов с заявлениями объявляются и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявлениями наименование организации, конверт с заявлением которой вскрывается или доступ к поданному в форме электронного документа заявлению которой открывается, наличие сведений и документов, предусмотренных пунктами 10 - 13 настоящих Правил.

29. В случае если по окончании срока приема заявлений не подано ни одно из заявлений, в протокол заседания комиссии вносится соответствующая информация.

30. В процессе вскрытия конвертов с заявлениями информация об организациях, подавших заявления, а также наличие сведений и документов, предусмотренных пунктами 10 - 13 настоящих Правил, может размещаться на официальном сайте.

31. Протокол вскрытия конвертов с заявлениями (протокол заседания комиссии) ведется комиссией и подписывается всеми присутствующими членами комиссии непосредственно после их вскрытия. Указанный протокол размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем подписания протокола.

32. Заявления размещаются уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем подписания протокола вскрытия конвертов с заявлениями и открытия доступа к заявлениям, поданным в форме электронных документов.

33. Комиссия обязана осуществлять аудио- или видеозапись вскрытия конвертов с заявлениями. Любой представитель организации, присутствующий при вскрытии конвертов с заявлениями, вправе осуществлять аудио- и (или) видеозапись их вскрытия.

34. В случае если в течение срока приема заявлений не подано ни одно из заявлений, уполномоченный орган в срок, не превышающий 30 дней со дня окончания приема заявлений, размещает новое извещение в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.

35. Комиссия проверяет заявления, поступившие в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, и прилагаемые к ним документы на соответствие требованиям, установленным настоящими Правилами, а также следит, чтобы подавшие их лица отвечали условиям, предусмотренным настоящими Правилами. Срок указанной проверки не может превышать 30 дней со дня вскрытия конвертов с заявлениями и открытия доступа к заявлениям, поданным в форме электронных документов.

36. Заявления, поступившие в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, не допускаются к дальнейшему рассмотрению в следующих случаях:

а) заявление подано лицом, которому нежилое помещение не может быть предоставлено на запрошенном праве в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 2 настоящих Правил;

б) заявление не содержит сведений и (или) согласия на заключение договора безвозмездного пользования нежилым помещением или договора аренды нежилого помещения, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил;

в) в заявлении содержатся заведомо ложные сведения;

г) заявление не подписано или подписано лицом, не наделенным соответствующими полномочиями;

д) не представлены документы, предусмотренные пунктом 12 настоящих Правил;

е) организация не отвечает условиям, предусмотренным подпунктами "з" - "к" пункта 2 настоящих Правил.

37. На основании результатов проверки в соответствии с пунктами 35 и 36 настоящих Правил комиссия принимает решение о допуске к дальнейшему рассмотрению заявлений или об отказе в таком допуске, которое оформляется протоколом. Указанный протокол подписывается в день окончания проверки и размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем подписания протокола.

Указанный протокол должен содержать наименования социально ориентированных некоммерческих организаций, заявления которых допущены к дальнейшему рассмотрению, и наименования организаций, заявления которых не допущены к дальнейшему рассмотрению, с указанием оснований для отказа в допуске, предусмотренных пунктом 36 настоящих Правил.

38. В случае если комиссией принято решение об отказе в допуске к дальнейшему рассмотрению всех заявлений, поступивших в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, уполномоченный орган в срок, не превышающий более 30 дней со дня подписания протокола, которым оформлено такое решение, размещает новое извещение в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.

39. В случае если комиссией принято решение о допуске к дальнейшему рассмотрению только одного из заявлений, поступивших в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, комиссия в тот же день принимает решение об определении подавшей его организации получателем имущественной поддержки. Указанное решение оформляется протоколом комиссии, который подписывается в день окончания проверки и размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем подписания протокола.

40. В случае если комиссией принято решение о допуске к дальнейшему рассмотрению 2 и более заявлений, поступивших в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, комиссия в срок, не превышающий 30 дней со дня подписания протокола, которым оформлено такое решение, осуществляет оценку и сопоставление указанных заявлений, в том числе определяет итоговые значения их рейтинга, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

41. На основании результатов оценки и сопоставления заявлений каждому из них присваивается порядковый номер по мере уменьшения итогового значения рейтинга. Заявлению с наибольшим итоговым значением рейтинга присваивается 1-й номер. В случае если несколько заявлений получили одинаковое итоговое значение рейтинга, меньший порядковый номер присваивается заявлению, которое подано организацией, зарегистрированной раньше других.

42. Получателем имущественной поддержки определяется организация, заявлению которой в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил присвоен 1-й номер.

43. Комиссия ведет протокол оценки и сопоставления заявлений, в котором должны содержаться сведения о месте, дате, времени проведения оценки и сопоставления заявлений, об определении итогового значения рейтинга заявлений с указанием наименований подавших их организаций, о присвоении заявлениям порядковых номеров, а также об определении получателя имущественной поддержки. Указанный протокол подписывается в день окончания проведения оценки и сопоставления заявлений и размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем подписания протокола.

44. В ходе рассмотрения заявлений комиссия через уполномоченный орган может запрашивать необходимые документы и информацию у других федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия.

45. Заявления, поступившие в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, и прилагаемые к ним документы, протоколы заседаний комиссии, а также аудио- и видеозаписи вскрытия конвертов с заявлениями хранятся уполномоченным органом не менее 5 лет.

46. В течение 10 дней со дня подписания протокола, которым оформлено решение комиссии об определении получателя имущественной поддержки, уполномоченный орган передает такому получателю проект договора, который составляется путем заполнения типовой формы договора, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - договор).

47. Договор подписывается получателем имущественной поддержки в 10-дневный срок со дня его получения и представляется в уполномоченный орган.

48. До окончания срока, предусмотренного пунктом 46 настоящих Правил, уполномоченный орган обязан отказаться от заключения договора с определенным комиссией получателем имущественной поддержки в случае, если организация не отвечает условиям, предусмотренным подпунктами "з" - "к" пункта 2 настоящих Правил.

Решение уполномоченного органа об отказе в заключении договора с определенным комиссией получателем имущественной поддержки размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, и должно содержать сведения о фактах, являющихся основанием для отказа в заключении договора, и реквизиты документов, подтверждающих такие факты.

49. В случае принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении договора с определенным комиссией получателем имущественной поддержки либо при уклонении такого получателя от заключения договора комиссия принимает решение об отмене решения об определении получателя имущественной поддержки, принятого в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, и решение об определении получателем имущественной поддержки организации, заявлению которой в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил присвоен 2-й номер. Указанные решения оформляются протоколом, который подписывается всеми присутствующими членами комиссии в день его составления и размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем подписания протокола.

50. В случае принятия уполномоченным органом решения по основаниям, предусмотренным пунктом 48 настоящих Правил, решения об отказе в заключении договора с определенным комиссией получателем имущественной поддержки, заявлению которого в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил присвоен 2-й номер, либо при уклонении такого получателя от заключения договора уполномоченный орган в срок, не превышающий 50 дней со дня подписания протокола, которым оформлено решение комиссии об определении указанного получателя имущественной поддержки, размещает новое извещение в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.

31.01.2017

На государственном уровне имущественная поддержка НКО в виде предоставления им нежилых помещений давно существует в виде федеральных законов и постановлений правительства

Например: (статья 31.1 ФЗ №7 «О некоммерческих организациях», постановление правительства РФ №1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций»). Однако в реальной жизни все обстоит не так просто.

Предполагается, что региональные и местные администрации могут предоставлять НКО помещения, которые находятся в государственной и муниципальной собственности. Формы такой поддержки несколько:

Передача зданий, помещений в безвозмездное пользование некоммерческим организациям;
Передача зданий, помещений в краткосрочную (до одного года) или долгосрочную аренду по льготным ставкам арендной платы;
Предоставление НКО безвозмездно или на льготных условиях помещений для проведения отдельных мероприятий;
Предоставление некоммерческим организациям возможностей для работы на базе государственных и муниципальных учреждений соответствующего профиля;
Создание специализированных государственных и муниципальных учреждений, предоставляющих некоммерческим организациям безвозмездно или на льготных условиях помещения для проведения отдельных мероприятий или для регулярного ведения деятельности.

Для передачи во временное пользование некоммерческим организациям может быть также использовано недвижимое имущество и некоторых других категорий - по направлениям деятельности соответствующих НКО, например, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), объекты спорта.

Однако сложившаяся практика показывает, что вопрос об эффективности подобного использования государственного и муниципального имущества, равно как и об ее независимой оценке почти нигде не ставился. Не проработана и нормативно-правовая база, которая обеспечивала бы равный доступ некоммерческих организаций к такой форме поддержки, как передача им помещений во временное пользование на льготных условиях.

На региональном и тем более местном уровнях практически не урегулированы вопросы предоставления помещений во временное пользование НКО на льготных условиях, нет подробного описания административных процедур, требований к порядку их выполнения.

Но попытаться получить помещение для своей деятельности на льготных условиях СО НКО все же могут.

Вам надо найти перечень государственного и муниципального имущества, который, согласно пункту 7, статьи 31.1 все того же ФЗ№7 «О некоммерческих организациях», обязательно должен быть опубликован в СМИ и находиться на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местных администраций.


В этом перечне или реестре есть информация о зданиях и помещениях (как правило, приведён их перечень с указанием адреса, площади и иной информации), которые предлагаются в аренду. Но учтите, что этот перечень или реестр является общим для всех, и там нет никаких ссылок на то, что эти помещения предоставляются именно НКО. Например, московский перечень можно найти

После того, вам нужно обратиться в соответствующий орган исполнительной власти субъекта или в местную администрацию и предоставить полный пакет документов, в том числе подтверждающих социальную ориентированность НКО. К ним вы можете приложить и запрос о предоставлении преференции. Если его не удовлетворят, вы все равно ничего не теряете. Зато в случае положительного решения, НКО получит серьезную дополнительную поддержку, например, льготную арендную плату за пользование зданием или помещением.

Должностные лица могут заявить, что выбранное вами помещение может быть передано НКО только после проведения конкурса или аукциона, ссылаясь на статью 17.1 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Но конкурс не проводится, если речь идет о социально ориентированной НКО. В той же статье, в конце пункта 1 сказано: «за исключением предоставления указанных прав на такое имущество», и далее перечисляются такие исключения, а подпункт 4 относит к таким исключениям и социально ориентированные НКО. Соответственно, заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и/или пользования государственным или муниципальным имуществом (в том числе зданий и помещений), с НКО на основании и при соблюдении условий п.4 ч.1 ст.17.1 ФЗ «О защите конкуренции» осуществляется без проведения торгов.

Помните, что переданное вам имущество, в том числе и помещения, можно использовать только по целевому назначению. Запрещаются его продажа, переуступка прав пользования им, передача прав пользования в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности. В противном случае выдавшие вам помещение органы власти вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о прекращении прав владения и/или пользования имуществом.