Отечественные фотоаппараты. Русские и советские фотоаппараты. Вещи, крайне необходимые советскому фотографу

20.06.2022 Удача


Коллекционирование советских камер - увлечение через которое проходит почти каждый фотограф.
Но для одних - это как легкое "недомогание", типа свинки или коклюша в детстве, для других - страсть на всю жизнь.
Камеры выставляются на сайте в произвольном порядке, по мере кратковременных побед автора над ленью. Продолжение страницы по адресу http://leica.boom.ru/RusCamera2.htm
Некоторые предметы, тематически не нашедшие места на этом сайте, можно найти по адресу: http://www.antique.boom.ru/other.html

Copyright c Alexander Bronstein


ФЭД "Red Flag" Отчего такое название? На крышке только этой партии была надпись типа: "НКАП Ордена Трудового Красного Знамени завод имени ФЭДзержинского." Аббревиатура НКАП - Народный Комиссариат Авиационной Промышленности. Выпускался в военные годы и сразу после войны в эвакуации в городе Бердск.




Киев со стерео объективом. Было выпущено много стерео насадок/призм к Зоркому и Киеву. Этот объектив, типа лейцовского STEMARа, и в комплеке с призмой нечто действительно редкое. На моем надпись СН-5 и номер 00004. Год выпуска 1952.




УФА - кажется первая камера, выпущенная для КГБ. Объектив 2,7/20(?) мм с фиксированным фокусом. Диафрагмы 2,7; 4; 5,6; 8. Выдержки: 1/10, 1/20, 1/50 и 1/100. Формат кадра: 10,5 х 15 мм. 16 мм пленка на 20 кадров в специальных кассетах - приемная и подающая. Обратной перемотки нет. Спуск затвора с одновременной перемоткой - электрические. Блок питания и кнопка спуска - выносные. Оригинальной конструкции откидной прижимной столик. На нижней крышке - оттягивающийся фиксатор приемной кассеты. Габариты камеры: 90 х 57 х 31 мм. Номер моей камеры 450200. Или по советской традиции это должна быть камера № 200, год выпуска - 1945. И обязательно хочу вспомнить предыдущего владельца этой камеры. Это замечательный человек и талантливый оператор Сурэн Шахбазян.



ФТ-3 Панорамный фотоаппарат Токарева. Довольно редкая модель, в отличие от более распространенного ФТ-2




ФЭД-С, или "командирский ФЭД" Основные отличия от стандартной модели - выдержка 1/1000 и объектив 50мм f/2




Уже до войны ГОМЗ выпускал бакелитовую камеру СМЕНА.




"Репортер" - первая советская камера для профессионалов. Выдержки 1/5 - 1/1000 сек. Шторный затвор. Изготовлено менее 1000 шт с 1937 по 1940 годы. На государственном оптико-механическом заводе им. ОГПУ работали до войны два талантливых конструктора, два брата - Баграт и Андраник Иоаннисиани. Младший, Андраник, ведущий конструктор КБ фотоаппаратуры ГОМЗа, разработчик фотокамеры РЕПОРТЕР. Вот письмо А. К. Иоаннисиани редактору "Ленинградской правды", написанное им в сентябре 1937 года: "На Ваше письмо, направленное мне редакцией "Ленинградской правды", отвечаю краткой характеристикой камеры Репортер, которая, очевидно, исчерпает все Ваши вопросы. Камера эта предназначена в основном для квалифицированного фоторепортера, но, очевидно, будет так же отвечать вкусам высокоразвитого фотолюбителя. Допускает производство снимков любого характера, кроме репродукции, и представляет собой ручную клап-камеру, имеющую преимущества в части удобства обращения и быстроты съемки, столь необходимых при быстром репортаже. Формат кадра выбран 6,5 х 9 как допускающий и непосредственную (контактную) фотопечать, так и увеличение до большого формата. Затвор щелевой (шторный) с автоматическими скоростями от 1/5 до 1/100 и К и Д выдержками. Наводка осуществляется по матовому стеклу и шкале дистанции, а так же специальным, вделанным в камеру и механически связанным с объективом дальномером (вроде Лейки), что гарантирует быстроту и точность наводки на резкость. Объективы в быстросъемных оправах, причем как основной Индустар-7 1:3,5 F = 10,5 см. И предполагается, как дополнительные, 1 светосильный 1:2,8, 1 широкоугольный и 1 телеобъектив (остроугольный). Видоискатель типа Ньютон, причем дана возможность быстрой установки разнообразных приспособлений и визиров на разные фокусные расстояния добавочных объективов. Камера цельнометаллическая, оклеенная кожей. Приспособления и объективы к ней предполагаются к выпуску в продажу отдельно." 2 июля 1941 года Андраник Константинович был мобилизован на оборонные работы и погиб. Из статьи в журнале "ФОТОмагазин" 12"2000г. В фундаментальном справочнике "Русские и советские камеры", автор Jean Loup Princelle, указаны два конструктора данной камеры. Кроме Иоаннисиани - А.А.Ворожбит. На основании информации, любезно предоставленной мне сотрудниками ЛОМО, можно сделать вывод, что Александр Ворожбит разрабатывал лишь затвор камеры, а основным конструктором был Иоаннисиани. У меня создалось впечатление, что выпустив камеру, завод так и не решил проблемы расчета и производства оптики к ней. Судите сами, в качестве нормального объектива использован, предназначенный для дешевой бакелитовой клап-камеры ТУРИСТ, объектив Индустар-7 (хоть и в лучшем исполнении). За 4 года производства РЕПОРТРЕРа так и не была налажен выпуск сменной оптики. Не думаю, что виной всему война. Производство камеры прекращено в 1940 году и причины могут быть разными. Иногда кажется, что к массовому производству сложной фототехники и оптики советские заводы оказались готовыми (исключение - феномен ФЭДа) лишь после войны, когда было задействовано вывезенные из Германии оборудование, частично технологии и детали готовых изделий.




СМЕНА-СТЕРЕО Небольшая партия была выпущена в 1970 году. Объектив f4/40mm. Выдержки 1/15 - 1/250 сек.




F-21 Миниатюрная камера, выпущенная для нужд КГБ. На фото камера с маскирующей насадкой, имитирующей пуговицу. Выпускалась с 1951 года.




ФЭД № 180 000. У фирмы Leitz, например, известны первые владельцы всех камер с "круглыми" номерами. Так Лейка №500000 подарена господину Ernst Leitz II и находится сейчас в музее Leitz. Камера №750000 в 1955 году досталась гениальному Картье-Брессону, никогда не изменявшему Лейке. Лейку 1111111 в 1965 году получил Шеф-фотограф журнала "Look" - A.Rotstein; 980000 - President Eisenhower в 1960 году... Хорошо было бы проследить судьбу советских камер с "нолями".




ФЭД первой модели с трехзначным номером. Верхняя крышка оцинкована. На задней стенке отверстие с заглушкой для юстировки оптики. В дополнение к общеизвестной информации о истории ФЭДа следующая цитата из книги 1933 года "Карманный справочник по фотографии" доктора Э.Фогеля в редакции профессора Ю.К.Лауберта: Экспериментальной лабораторией украинской деткоммуны изготовлен аппарат типа "Лейка". Экспертиза, произведенная группой участников Менделеевского съезда, признала, что пленочные аппараты с щелевым затвором и объективами со светосилой F:3,5 "изготовлены целиком из отечественных материалов и задача конструирования и изготовления в серийном масштабе разрешена вполне хорошо" и что "объектив, впервые изготовленный в СССР (в Ленинграде), рассчитан советскими специалистами".



ФКП 2-1 Эта камера устанавливалась на самолете для фиксации поражения целей. ФКП - "ФотоКиноПулемет" Хотелось бы знать, когда,сколько штук, на каком заводе и в каких годах было выпущено?



Экспонометр ЭП-4. Вообще-то я не собирался помещать экспонометры на этой странице, но ЭП-4, на мой взгляд, был вполне профессиональным прибором для своего времени и достоин отдельного упоминания. Верхняя часть прибора, в которой расположен элемент, поворачивается относительно нижней. Перед фотоэлементом - ирисовая диафрагма, позволяющая увеличить диапазон измерений в 2; 10; 20; 50; 200 раз. Замер освещенности производится через матовое стекло, яркости - через сотовую решетку с линзовым растром. Разработан в НИКФИ, выпускался заводом МКИП в 1954 году. Упоминается практически во всей фото литературе 50 годов. О некоторых фото книгах на моей полке смотри на странице http://www.antique.boom.ru . Об экспонометрах постараюсь написать подробно на http://www.leica.boom.ru/photometry.htm



Камера Торгового дома Стеффенъ в С. Петербурге. Я считаю все камеры выпущенные и проданные российскими торговыми домами, как то Стеффен, Йосиф Покорный и др., вполне российскими камерами, даже если комплектующие к ним поставлялись из-за границы. Так например телевизор выпущенный в России, несмотря на японский кинескоп, будет считаться российским до тех пор, пока выпускается под отечественной маркой.



Фотоаппарат "АРФО-2" 9 х 12. Одинарное растяжение меха. Объектив "Перископ АРФО" 15 см. Вообще в описаниях камеры АРФО у уважаемых мною авторов имеет место изрядная путаница. Перископ упоминается с фокусным расстоянием 13,5 см, однако на камере стоит Перископ 15см; затвор на АРФО-3 описывается со скоростями 1/25 - 1/100, а на моей камере стоит импортный 1/2 - 1/100.



"АРФО - 3", формат - 9 х 12, объектив - Анастигмат АРФО 13,5 см, f - 1/4,5. Двойное растяжение меха.



"АРФО" 6 х 9 Тут все "как в книжках". Объектив "Анастигмат АРФО" 1:4,5 - F=12 см. №03991 Двойное растяжение меха. Хотя камер АРФО (производство московской артели "Фототруд" переименованной кажется в дальнейшем в Арфо) и было выпущено более 100000 шт., быстро достать их в коллекцию относительно сложно. Чем активней я стараюсь разобраться в истории российского и советского фотоаппаратостроения, тем больше неясностей и противоречий обнаруживаю. Так первым советским/российским объективом предлагают считать "Перископ", установленный на первых камерах ЭФТЭ в 1932 году, причем камера изготавливалась с 1929 года (Ю.Рышков, Краткая история советского фотоаппарата). Н.Я.Забабурин в своей книге "Портретная фотографическая оптика" пишет, что первые объективы ОРТАГОЗ выпущены ВООМПом в 1929 году, и там же сообщает, что уже в начале 20 века оптическим заводам "Фос" (фирма Александр Гринберг и Ко в Варшаве) выпущены первые русские фотографические объективы анастигматы, под наименованием "Планастигматы ФОС". Такого рода противоречий в небольшом списке литературы по истории русской/советской фототехники много. Так что разбираться в этой самой истории всем вместе нам предстоит основательно!




Камеры "Лилипут" и "Малютка". Симпатичные бакелитовые камеры, больше похожие на игрушку. "Лилипут" выпускался с 1937 по 1940 годы в нескольких модификациях: надпись впереди или сзади, бакелит разного цвета. Камера является копией фотоаппаратов Siga и Siga Extra, выпускавшихся в 1936 - 1938 годах. Фотоаппарат "Малютка" выпускался пару лет, начиная с 1939 года.



Репродукционная установка С-64 так и осталась бы в ряду других спец. камер, выпущенных советской "оборонкой", если бы не почти детективная история появления ее на рынке. Отдаленное сходство с Лейкой 250 "Reporter" дало толчок воображению московским "экспортерам" фотоаппаратов и была создана Легенда. Камера естественно отсоединялась от штатива и всех остальных "разоблачающих" деталей, получила кодовое имя "Елочка" и как русский "Reporter" в таком виде впаривалась доверчивым как дети иностранцам за четырехзначные суммы в конвертируемой американской валюте. Я свою купил приблизительно за 10% от первоначально запрошенной суммы, зато избавил продавца от необходимости разбирать установку. Кстати у меня по сей день остались самые теплые воспоминания о людях, положивших начало созданию в Москве, а от нее и во всей стране, рынка антикварных фотоаппаратов. Надеюсь еще найдется историк фотографии, который опишет и этих энергичных и талантливых людей, и это неповторимое время - фото-коллекционный Клондайк 80 - 90 годов прошлого столетия




Считается, что камеры ФК форматом 13х18 см выпускались на "ГОМЗ", мастерскими "Кубуч", Ленинградским фототехникумом, и на Харьковской фотофабрике. Куда отнести в этом случае "Опытные кино-фото производственные мастерские. СОЮЗКИНО. Ленинград", изготовившие имеющуюся у меня камеру? Вполне может быть, что это синоним одной из вышеперечисленных организаций. Какой именно?



Если об объективе Стефана Дубинского из Киева (http://leica.boom.ru/OldLens.htm) мы могли только предполагать, что он изготовлен специально по заказу фотографа, то на этой линзе прямо указано: «Изготовлено для Анатолия Вернера из Харькова». То есть можно утверждать, что практика заказа российскими фотографами камер и оптики прямо от изготовителя была общепринята.



Камера МОМЕНТ. Считается копией фотоаппарата POLAROID 95, выпущенного в 1948 году. МОМЕНТ - первая советская камера одноступенчатого процесса. Пара таких камер у меня есть, много больше мне встречалось и почти все они были в идеальном состоянии. Скорее всего особенно попользоваться ими владельцем не удалось: то ли пленки не продавали, то ли фотографии на ней не получались, а может быть просто аккуратным людям достались… Вы наверное заметили, что я представляю камеры не системно. Не описываю также, как правило, технические данные камер и объективов. Я вообще не ставил себе целью показать всю историю русской/советской фото-промышленности. Это уже блестящим образом сделано на сайте Георгия Абрамова (ссылка на главной странице). Просто несколько камер из моей коллекции и комментарии к ним в достаточно свободной форме.




ФОТОН - вторая советская камера одноступенчатого процесса. Как на мой вкус - пластиковый ФОТОН - шаг назад, по отношению к добротному металлическому МОМЕНТУ. В классической книге "Русские и советские камеры", автор Jean Loup Princelle, упоминается 4 модели данной камеры: "ФОТОН", "ФОТОН - М", "ФОТОН - 2" и "ФОТОН - 3". Всех четырех мне собрать не удалось.




ФотоСнайпер ГОИ №1585. Подозреваю, что в таком количестве эти камеры выпущены не были. Может быть была продолжена нумерация камер ВООМП, производства того же ГОИ? В любом случае замечательно, что уже до войны, в 1937 году, сподобились изготовить такую прекрасную камеру. Поверьте мне на слово, что сидит в руках, как влитая. Корпус камеры - ФЭД. Крепление камеры, как у приставных кассет - одно нажатие кнопки и камера отстегнута. Нажатие на курок поднимает зеркало и спускает затвор. Выпускались эти камеры двух цветов: черного и защитно-зеленого. В конце войны партию идентичных камер выпустил Красногорский Механический завод. Маркированы они были, кроме номера камеры, Серпом&Молотом, звездой, красногорским "гробиком" и годом выпуска.



В Эстонии, в городе Нымме, на улице Валдеку, 29а жил молодой человек Вальтер Цапп. В то время самые передовые достижения Эстонии были в области оптики, поэтому не удивительно, что Вальтер увлекся фотографией. В 1930-х годах ему пришла в голову идея новой миниатюрной фотокамеры, которой нет еще на свете. Парень он был толковый, но в одиночку не пробьешься, поэтому он сколотил творческий коллектив. В него вошли часовщик (точный механик) Ханс Эпнер, оптик Карл Индус. Текущие расходы согласился покрывать их приятель Рихард Юргенс. И к августу 1936 года создали-таки новый аппарат. Поскольку он был совершенно новый, то и название ему нужно было дать соответствующее. С этим справился приятель Цаппа - фотограф Николай Нюландер. Он-то и назвал его "Минокс". Затем стали искать фабрику, которая внедрила бы аппарат. Рихард Юргенс обратился к немецкой фирме "Агфа". И был отвергнут. Тогда Рихард вспомнил о своем друге - начальнике эстонского филиала рижского завода ВЭФ. Старая дружба не ржавеет - и вскоре из Риги пришло приглашение показать новшество. Цапп и Юргенс прибыли в Ригу и встретили там весьма радушный прием. Правда, рижане не скрывали некоторых сомнений - мол, не отретушированы ли снимки? И тогда директор ВЭФа Теодор Витолс предложил прямо на месте сделать новые снимки. Они всех убедили, и 6 октября 1936 года был составлен договор. Пока уточняли его детали и подписывали окончательный текст, директор "Агфы" передумал и по телеграфу прислал авторам приглашение в Берлин. Но было уже поздно. (Интересно, как сложилась бы судьба изобретения, если бы он сразу отреагировал положительно?) В ноябре 1936 года Вальтер Цапп переехал в Ригу и стал главным конструктором специально созданной на ВЭФе группы. Там были внесены последние усовершенствования, и в апреле 1938 года камера была запущена в серию, как раз к 100-летнему юбилею фотографии. ВЭФ уже стал подумывать о постройке специального завода, но тут началась война. И 1 июля 1941 года немцы захватили Ригу. На складах ВЭФа они обнаружили множество готовых фотоаппаратов. Рейхсмаршал Геринг стал выдавать "Миноксы" в качестве бесплатного и почетного приложения всем кавалерам Рыцарского креста. Изобретатель Цапп не дождался этого, он уже в марте 1941 года удрал в Германию. Финансист Юргенс сделал то же самое, но позже - в 1945 году. Там приятели, естественно, встретились и основали компанию "Мinox Gmbh wetzlar". За два года они существенно улучшили характеристики аппарата. К тому времени фотокамер было выпущено уже около 3,6 миллиона штук. Теперь же массовую серию производили более тысячи рабочих. Предприятие разрослось. И тут интересы изобретателя Цаппа и бизнесмена Юргенса столкнулись. Финансист организовал новое правление фирмы, и автора идеи оттуда попросту выпихнули. Смертельно оскорбленный Вальтер Цапп уехал в Швейцарию, где стал "свободным художником" (конструктором). 4 сентября 1997 года ему исполнилось 95 лет. Теперь идея Цаппа принадлежит концерну "Лейка", который продолжает выпускать все новые модификации легендарного фотоаппарата. История "Минокса" увлекательна и поучительна. (Данный текст найден на странице: http://www.infonet.ee/~dd/18-1.html без подписи).



Стереокомплекты к камерам Киев и Зоркий. Оба 1957 года. Незначительные отличия: Зоркий - специальный видоискатель, Киев - приставная рамка к видоискателю камеры. Различна конструкция стереоскопов - один настольный, а второй ручной. В сумочке стереонасадки для Зоркого предусмотрено также место для камеры и видоискателя.



Приставка к микроскопу МФН-1. Кадр 6х9, плоские кассеты, выпуск 1949 года. №0277.




Приставка к микроскопу МФН-12 №700278 производства ЛОМО. Выпущена в 1970 году. Продавалась в фанерном ящике. В комплект к приставке входили: камера Зоркий 4, цветные и серые фильтры, сменные окуляры, удлинительный тубус.



На фото линейка объективов и принадлежности, которые выпускались к довоенному ФЭДу. 1 - ФЭД 3,5/50мм MACRO (съемка в масштабе 1/2, не сопряжен с дальномером) 2 - ФЭД 6,3/100мм (четыре линзы склеенные а два компонента) 3 - ФЭД 2/50мм (шестилинзовый анастигмат) 4 - ФЭД 4,5/28мм 5 - ФЭД ФЭД 3,5/50мм (Выпускались двух типов, с разной разбивкой шкалы расстояний) 6 - ФЭД Угловой видоискатель 7 - ФЭД Автоспуск 8 - ФЭД Видоискатель 100мм Отсутствуют на фото следующие принадлежности к ФЭДу: Рамочный универсальный видоискатель (28,50,100мм); Экспонометр селеновый (круглый); Масляный автоспуск; насадочные линзы; светофильтры желтые №1,№2,№3,№4; Шаблон для подрезки концов пленки; увеличители У-0, У-100, У-200. Выпущена была так же небольшая партия объективов 100мм с обозначением светосилы 1/5,9. Однако при такой светосиле объектив не покрывал резко весь кадр, вследствие чего было принято решение снизить светосилу до 1/6,3.




ТСВВС - одна из самых загадочных советских камер. Я даже не уверен, что ее правильно называют. Табличка с дарственной надписью гласит: "Полковнику Максимову ЛК за долгую и безупречную службу в частях ВТС С.А. от Начальника В.Т.С. 9 декабря 1957 г." Отсюда возникает неожиданное предположение, что название камеры следует читать по кругу, как собственно и было принято в России, и звучать оно, быть может, должно не ТСВВС, от Топографическая Служба Военно Воздушных Сил, а ВТСВС? Кто теперь знает!? Камера представляет собой странный гибрид корпуса типа Лейка/ФЭД и объектива Зоннар с цейсовским байонетом. Выпускалась кажется в Харькове, на заводе ФЭД. Появление данной камеры можно предположительно объяснить тем, что в руки военных попала партия трофейных Зоннаров и возникла идея создать особо качественную камеру. Если ФЭД-С называли "командирским", то данную камеру уже "генеральской". И судя по тому, что мой экземпляр вручили через 7 лет после изготовления, раздавать маленькую партию престижных камер не спешили.




Зенит 7 - довольно редкая камера. Всего было изготовлено чуть больше 3000 шт. Я различаю 3 модели данной камеры: точно такого дизайна, как на этом фото, но с автоспуском и двумя синхроконтактами, затем такие, как эта моя камера, и наконец камеры, где "Зенит 7" написано на черном щитке над объективом. Объектив Гелиос 44-7 2/58мм. Крепление объектива - резьба 42х1. При этом вкручивается объектив не прямо в камеру, а в переходник М42/байонет. В паспорте к камере указано, что в комплект входили так же переходник на М39 и удлинительное кольцо с байонетным креплением. Номер моей камеры 6901590, объектива - 001466.




Я не раз спрашивал себя: Отчего ФЭД-Зоркий, а не просто Зоркий? Ответ пришел сам собой, когда в одной из старых книг увидел фотографию камеры ФЭД, под которой было подписано "Лейка". Конечно же, все первые ФЭДы были "нашими Лейками", а первые Зоркие -"красногорскими ФЭДами". Как до сих пор все копировальные машины - Ксероксы. Традиция! Выпущено этих фотоаппаратов около 5500 шт., так что мой - №5436 - один из последних. В известной мне литературе ФЭД-Зоркий 1949 года не упомянут.

Согласно официальной версии, первый советский крупносерийный фотоаппарат, был выпущен в 1930 году и назывался «Фотокор-1″. Однако, эта информация требует комментариев. В статье «Фотоаппаратура советского периода » («Субъектив» №3, 1996) Л.И.Балашевич пишет: «В … 1929 году в Москве было проведено первое совещание фотоактива, на котором также прозвучало требование немедленно наладить выпуск недорогого фотоаппарата. Через год журнал «Советское фото» провел на своих страницах «Всесоюзный митинг» на тему о том, каким должен быть советский фотоаппарат. Нетрудно догадаться, что абсолютное большинство его участников, подобранных по классовому признаку, также высказались за выпуск дешевого массового складного фотоаппарата форматом 9х12 см ценой до 150 рублей. Лозунг «дешево и много» звучал уже тогда, когда отечественная фотопромышленность только зарождалась. Это был социальный заказ нищих, так как состоятельный и квалифицированный пользователь и ценитель был уничтожен или изгнан в ходе революции и после нее.

Первой отозвалась на этот заказ скромная артель Промкооперации «Фототруд» в Москве (позднее она получила название «АРФО», а в 1937 году была переименована в артель «ХХ Октябрь»). Она была организована на базе существовавших еще до революции мелких частных мастерских и занималась производством фотопластинок. Артель в 1929 году получила аванс от Центросоюза, который выступил в роли заказчика производства фотоаппаратов. Вот что увидела в артели комиссия Центросоюза во время знакомства с ходом подготовительного этапа работы. В артели не оказалось подходящих производственных помещений. Не было сырья. Даже кожу для меха камеры нужно было купить за границей, бархат для прокладок покупали у населения. Чтобы испытать прочность бумажной прокладки для меха, рабочий несколько дней подряд вручную сжимал и разжимал проклеенную гармошку меха и отсчитывал количество проделанных движений. Артель обещала выпустить в ноябре 1929 года первые 300-500 аппаратов, однако к концу года удалось собрать только 25 камер с помощью

Калужского электромеханического завода (КЭМЗ) под руководством конструктора А.Б.Андреева…

Эти камеры имели немецкие объективы (анастигмат Кенгота 1:6,3) и затвор VАRIO. Но и в марте 1930 года серийное производство аппаратов в артели еще не было организовано, к сборке приступили только во второй половине года…Этот первый советский массовый фотоаппарат известен коллекционерам под названием «ЭФТЭ-1″ по надписи, которая нанесена тиснением на кожаном ремешке камеры…. Объектив в серийных камерах был уже отечественный — «Перископ» 1:12 с фокусным расстоянием 150 мм и имел на оправе надпись: «Москва. Перископ. «ЭФТЭ» f=150 мм»…. Аппарат «ЭФТЭ» продавался по цене 45 рублей. Полукустарный способ его изготовления сказался на качестве — его владельцы жаловались на отвратительное качество кассет, которые с трудом открывались, громоздкость и другие недостатки.

С 1932 года на камерах «ЭФТЭ» стали устанавливать освоенный в Ленинграде на заводе «ГОМЗ» советский аналог затвора «VАRIO», носивший имя завода. Одновременно был освоен и более качественный объектив 4,5/135 мм. Модернизированная таким образом камера известна как «АРФО» по новому названию артели. Выпускался также и уменьшенный вариант камеры (АРФО-IV) форматом 6,5х9 см с объективом 4,5/105 мм и двойным растяжением меха, стоивший гораздо дороже — 125 рублей. Всего за две пятилетки существования артели было выпущено 130 000 фотоаппаратов. В 1939 году их производство было прекращено, и на этом закончился уникальный в условиях СССР опыт изготовления фотоаппаратуры на негосударственном предприятии.»

Одновременно с камерой «АРФО-IV» выпускался её упрощённый вариант — «Комсомолец» с объективом «Триплет» 6,3/105.

Что же касается «Фотокора», то в другой статье Л.И.Балашевича («Сделано в Ленинграде», «Субъектив» №4, 1996) читаем:

Вопрос о создании и массовом производстве советского фотоаппарата был решен специальным распоряжением ВСНХ СССР от 24 мая 1923 года, который поручил выполнение программы Тресту Оптико-механической Промышленности (ТОМП). Еще до выхода в свет этого постановления на заводе ГО3, как следует из опубликованных в журнале «Советское фото» данных, производились простейшие «ящики», продававшиеся по 12 рублей за штуку. Всего их было сделано до 1930 года около 40 тысяч штук. Был уже и опыт конструирования более сложных камер. Так, около 1925 года конструктор П.Ф.Поляков создал фотоаппарат «Фото-ГОЗ», который, хотя и годился в основном для репродуцирования, был примечателен во многих отношениях. Это была первая оригинальная камера, сконструированная в советский период и, кроме того, первая камера для съемки на кинопленку. По данным А.Ерохина (1927), она существовала только в виде опытного экземпляра и представляла собой миниатюрную вариацию на тему традиционного фотоаппарата с двойным растяжением меха и матовым стеклом, которое после наводки на резкость заменялось приставной кассетой с кинопленкой. Съемки велась на стандартный кинокадр с помощью объектива с фокусным расстоянием 60 мм и относительным отверстием 1:2. Инженер Ф.Л.Бурмистров также сконструировал малоформатную репродукционную камеру для съемки на кинопленку (Сыров А.А., 1954).

Во исполнение решения ВСНХ уже к 1 марта 1929 года были изготовлены чертежи фотоаппарата, прототипом которого послужила складная пластиночная камера форматом 9х12 см фирмы «Цейсс-Икон». Подготовка к его серийному производству была сопряжена с огромными трудностями. Не было достаточных площадей для организации производства, так как фотоцех располагался в здании заводоуправления. Ощущалась острая нехватка оптического стекла, не было качественного металла для изготовления ирисовых диафрагм и отсекателей затворов, не хватало даже материала для обклейки корпусов фотоаппаратов. Из-за крайне низкой квалификации рабочих и нехватки производственного оборудования брак при ряде операций достигал 100%. Объектив для камеры был рассчитан профессором Игнатовским, входившим в конструкторскую группу ВООМП, и изготовлен своими силами, но наиболее сложную часть аппарата — затвор — пришлось закупить в Германии. В феврале 1930 года для обеспечения начала серийного производства было приобретено 4000 затворов «COMPUR» по цене 7 золотых рублей за штуку. Несмотря на все трудности, к открытию XV съезда большевиков (25 июня 1930 г.) завод отрапортовал о сборке первой сотни советских фотоаппаратов, получивших название «ФОТОКОР-1″.

Имеются данные о том, что часть камер 1930-1931 годов выпуска комплектовалась импортным затвором «Компур» (1-1/200 «В» и «Д») или более простым импортным же «VARIO» (1/25, 1/50, 1/100, «В» и «Д»), который использовался и в аппарате «ЭФТЭ» (а с 1932 года на камеры ставился отечественный затвор ГОМЗ с выдержками 1/25, 1/50, 1/100 «В» и «Д», рассчитанный А.А.Ворожбитовым и П. Г.Лукьяновым — прим. моё. Г.Абрамов). Камеры с импортными затворами стали уже редкостью, так как их было выпущено всего порядка 15000 штук (4400 в 1930 и 11400 в 1931 году).

Вот как оценивалось значение выпуска этой камеры современниками: «По качеству «Фотокор №1″ не уступает лучшим заграничным камерам, и появление его на советском рынке произвело сразу переворот, как в отношении широкого развития фотодвижения, так и в смысле резкого снижения цен на заграничные камеры и объективы» (Поляк Г.Н., 1936).» Известно также, что до 1941 года было выпущено более 1 млн. «Фотокоров».

К 1933 году Всесоюзное объединение оптико-механической промышленности («ВООМП») на всех своих заводах насчитывало 11000 рабочих, а два его завода стекловарения выпускали 200 тонн оптического стекла в год.

Тем временем наступает 1934 год, когда в январе увидели свет первые 10 фотоаппаратов «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский), выпущенные трудовой коммуной им Дзержинского в Харькове. Эти «ФЭД»ы являлись копией Leica II. Справедливости ради надо сказать, что копирование ранних моделей Leica приобрело почти всемирный масштаб, причем разные варианты копий выпускались как до, так и после II Мировой войны. Например, первая модель Canon (тогда еще Kwanon), а также ее варианты и более поздние модификации, американская модель Kardon фирмы Premeire Instruments (военный и гражданский варианты), а также многие другие, не говоря уже о китайских. На фоне начавшегося в наши дни ренессанса дальномерной техники, появились модели с резьбовым (М39) креплением оптики Leica. Примером тому может служить японские модели «Bessa» (Voigtlander, Cosina) и модель «Yasuhara T981″ от фирмы Yasuhara. Эта камера имеет курковый взвод, TTL замер, синхронизацию на 1/125 и выдержки вплоть до 1/2000. Таким образом, необходимо признать, что история как советского, так и мирового фотоаппаратостроения развивалась, в немалой степени, и на базе этих камер. В СССР одних только ФЭД’ов с1937 по 1977 год было выпущено 18 моделей.

Тогда же, в 30-е годы в незначительных объёмах выпускались аналоги стандартной модели «ФЭД»: «Пионер» (1934) — на опытном заводе ВООМП (около 500 штук), и «ФАГ» — на московском заводе «Геодезия» (около 100 штук).

В 1935 году появился, как уже говорилось выше, фотоаппарат «Спорт» конструкции А.О.Гельгара (первоначальное название «Гельветта»; название «Спорт» аппарат получил после нескольких усовершенствований завода «ГОМЗ»), ставший первой в мире однообъективной зеркалкой для съёмки на 35мм плёнку. Камера имела металлический корпус, шторный затвор с металлическими шторками (1/25 — 1/500 и «В») и заряжалась нестандартными кассетами по 50 кадров. Всего было выпущено около 20 тыс. штук.

Поскольку вышеупомянутые камеры «ФЭД» и «Спорт» были достаточно дороги и недоступны массовому потребителю, был налажен выпуск более простых и дешёвых моделей. Из выпускавшихся в 30-е годы необходимо упомянуть такие камеры, как: «Лилипут», «Малютка», «Циклокамера», «Юра», «ФЭДетта», «Смена».

В целом можно считать, что «первый» (или «подготовительный») этап развития советского фотоаппаратостроения закончился к началу 30-х годов, вслед за которым начался следующий — этап создания массовых и сравнительно недорогих камер, выпускавшихся сотнями тысяч штук. Тем не менее, несмотря на явную ориентированность фотопромышленности на выпуск массовой продукции, продолжались попытки выпуска высококлассных профессиональных камер.

Так в сентябре 1937 года завод ГОМЗ в Ленинграде выпустил первые образцы профессиональной камеры «Репортёр» — аппарата высокого класса для работы на пластинах 6,5х9, форматной и роликовой плёнке (выпускался по 1939 год). Конструкцию, по-видимому, можно признать удачной, особенно учитывая, что выпускавшаяся впоследствии японская камера Mamiya Press (1962) конструктивно была построена по принципу «Репортера». А годом раньше, в 1936 году, в Ленинграде же начал выпускаться складной фотоаппарат «Турист» с пластинами 6х9 см. (выпускался до 1940 года).

В 30-е годы выпускался также и ряд простых пластиночных, так называемых «ящичных» фотоаппаратов, имевших характерный «ящичный» вид корпуса: «Рекорд», «Пионер», «Ученик», «Юный фотокор».

Здесь необходимо отметить ещё одну особенность советской фотографической промышленности. В 30-е годы, с началом индустриализации страны и постепенной милитаризации экономики, большая часть фототехники выпускалась на военных заводах в цехах ширпотреба. Выпуск гражданской продукции на военных заводах был обязателен, хотя и составлял небольшой процент от военной. Однако это было лишней «головной болью» для руководства предприятий. По-видимому это также мешало выпуску профессиональной фотоаппаратуры.
В период войны выпуск фотоаппартуры был почти прекращен. К моменту начала II Мировой войны заканчивается «второй» этап развития советского фотоаппаратостроения. Считается, что всего к началу войны было выпущено около двух десятков моделей и модификаций фотоаппаратов, среди которых наиболее массовыми были «Фотокор» (более 1 млн. штук) и «ФЭД» (160650 шт.). После окончания войны начинается «третий» этап развития советского фотоаппаратостроения. Наступает эра малоформатных камер, хотя еще не одно десятилетие среднеформатная фотография даже среди любителей не будет сдавать своих позиций.

По окончанию войны возобновляется выпуск фотопаппаратов, причём особенностью фотоаппаратостроения в первые послевоенные годы являлось воспроизведение лучших трофейных образцов с последующим их совершенствованием. Уже в 1946 году появились новые модели: «Москва» — складная камера формата 6х9 (точная копия камеры Цейсс Супер-Иконта, модель А), «Комсомолец» — двухобъективная зеркалка, явившаяся предшественником «Любителя». Из довоенных моделей остался в производстве только «ФЭД» и пластиночные деревянные камеры типа «ФК», использовавшиеся в фотоателье Службы быта, — все остальные модели были заменены новыми.

В 1948 году (к 1 мая) на Красногорском механическом заводе (КМЗ) были выпущены первые 50 аппаратов «Зоркий» (первоначально на верхних щитках аппаратов гравировалось название: «ФЭД» и «гробик» — логотип без стрелки, затем «ФЭД 1948 г. Зоркий»; а свое окончательное название камера получила в 1949 году — к этому моменту слово «Зоркий» в коллективе завода было уже почти нарицательным; в частности заводская газета носила название «Зоркое око»), представлявших собою вариант аппарата «ФЭД» довоенного выпуска, но с усовершенствованным шторным затвором — был применен принцип т.наз. «жесткой» щели, что позволило значительно улучшить надежность работы затвора. В 1949 году КМЗ выпустил уже 31312 штук, а к 1980 году было выпущено 14 моделей камеры «Зоркий». Во многом, процессу увеличению выпуска 35 мм фотокамер в нашей стране весьма способствовало и то, что после войны из Германии в Киев (з-д «Арсенал») по репарации был полностью вывезен (вместе со специалистами, запчастями и комплектующими) завод, выпускавший камеры Contax. К концу 40-х годов выпуск камер под новым названием «Киев» был уже налажен (в 1947 году были выпущены две первые модели, повторявшие конструкцию «Contax-II» и «Contax-III») и продолжался в разных модификациях до 1985 года. Любопытно, что первые «Киевы» выпускались из немецких комплектующих, и поэтому их коллекционная стоимость сегодня довольна высока. К середине 50-х годов, т.е. всего за 7-8 лет от начала выпуска «Киевов», была собрана уже стотысячная модель, посвященная ХХ съезду КПСС.

В том же, 1948 году на восстановленном харьковском заводе ФЭД начал выпускаться фотоаппарат «ФЭД», полностью соответствующий довоенной стандартной модели. После незначительных модернизаций в 1952 году (усовершенствование спусковой кнопки и переход на новый ряд выдержек) эта модель была заменена в 1955 году на «ФЭД-2″. Там же, на Харьковском заводе после войны был налажен выпуск крупноформатных камер «ФК» (13х18 и 18х24), которые раньше производилсь ГОМЗ. (К 1986 выпуск этих камер, а также их модификаций — ФКД, ФКР — в Харькове был прекращен в связи с подготовкой выпуска «Ракурса» на БелОМО).

Начиная с 1948 года постоянной статьей дохода для страны становится экспорт фотоаппаратов за границу. Впервые советские фотоаппараты стали экспортироваться за рубеж еще в предвоенные годы, но это были эпизодические поставки. В условиях острой конкуренции на зарубежных рынках фотоаппаратуры главными козырями нашей техники были низкие цены и хорошее техобслуживание. На руку нашим экспортерам играло и то, что за рубежом ни для кого не было секретом, что почти вся оптика в СССР делалась на военных заводах, а авторитет советской оборонной промышленности после войны был достаточно высок.

В 1949 году появился «Любитель»- двухобъективная зеркалка любительского класса с трёхлинзовым объективом типа «Триплет», явившаяся развитием модели «Комсомолец». С 1952 года на том же Красногорском заводе начал выпускаться «Зенит» — однообъективная 35мм зеркалка, представлявшая собою «Зоркий», с приделанным к нему зеркалом и пентапризмой. В том же году Ленинградским заводом («ЛОМО») был выпущен аппарат «Момент» — первая попытка внедрения в нашей стране одноступенного процесса. В 1953 году свет увидел шкальный фотоаппарат «Смена» (ЛОМО), завоевавший впоследствии большую популярность в народе. С середины 50-х годов почти на все фотоаппараты стали устанавливаться синхроконтакты.

В течение ряда последующих лет большинство из выпускавшихся моделей камер претерпели многочисленные модификации. Так, к началу 60-х годов, выпускалась уже пятая модель фотоаппарата «Москва», вторая модель «Любителя», вторая модель «ФЭД», вторая, четвёртая и пятая модели аппарата «Зоркий». Также выпускались «Киев 4а», третья и четвёртая модели камеры «Смена». В начале 50-х годов был осуществлен переход на новый ряд выдержек (1/25, 1/50, 1/100, 1/200, 1/500…и т.д.) в соответствии с новым ГОСТом.
Вот любопытная цитата из книжки А.Гусева «Спутник фотолюбителя», выпущенной в 1952 году тиражом в 200 000 экземпляров: «Ныне в Советском Союзе, в результате проведения индустриализации страны, создана передовая фотографическая промышленность. С каждым годом увеличивается массовый выпуск отличных и разнообразных фотоаппаратов с совершенными объективами и механизмами. Отечественная негативная пленка по основным фотографическим характеристикам не имеет равной в мире.»

В 1958 году в Брюсселе проходила всемирная выставка, на которой, среди прочего, были представлены и образцы отечественной фотопродукции. Наиболее заметными среди них были 35мм дальномерная камера «Ленинград», со встроенным пружинным мотором (получила «Гран-При»), и совершенно новая камера «Комета», получившая очень хорошую прессу. Вот выдержка из №8 «Советского Фото» за 1959 год: «Американский ежемесячник «Попьюлер фотографи», подробно описав все наши экспонаты, признает, что в них «куча новшеств» и что «в фотографической области советские конструкторы проявили не меньше смелости и оригинальности, чем в области межконтинентальных баллистических ракет и спутников». В другой статье «Побьют ли нас русские по полностью автоматизированной камере?», сравнив «Комету» с лучшими зарубежными моделями, журнал приходит к заключению, что советская фотокамера «автоматизирована настолько, насколько это возможно в наши дни для 35-милиметрового оборудования», и «обставила западные камеры». Действительно, камера имела прекрасные технические характериски, но, к сожалению, так и не была поставлена на поток.

Объектив РуссарНа этой же выставке «Гран-При» были удостоены объективы: «Руссар» 5,6/20, «Мир-1″ 2,8/37, «Таир-11″ 2,8/135, «Таир-3″ 4/300, «МТО-500″ 8/500, «МТО-1000″ 10/1000. Вот цитата из статьи «Фотография в СССР», опубликованной во французском журнале «Фотограф» в октябре 1958 года: «Начало производства фотоаппаратов в СССР было положено после окончания Гражданской войны. В настоящее время в стране производится ежегодно более миллиона фотоаппаратов различного назначения новейших типов, в том числе аппаратов высокого класса, как «Зенит», «Киев», «Ленинград», «Старт», «Зоркий» и др.» («Советское фото», №8, 1959 год). Любопытно, что после проведения Брюссельской всемирной выставки, объем экспорта наших фотоаппаратов за рубеж повысился. Вот полный текст статьи «Советские фотоаппараты в Англии», напечатанной в №8 журнала «Советское фото» за 1959 год.

К началу 60-х годов появились и новые модели фотокамер, такие как «Эстафета» — шкальная камера форматом 6х6 см., «Салют» — однообъективная зеркалка форматом 6х6 типа «Хассельблад»; фотоаппарат «Юность» — дальномерная малоформатная камера с жестковстроенным объективом; довольно прогрессивный и высококлассный по тем временам «Старт», стереоаппарат «Спутник», панорамный аппарат «ФТ-2″ и другие. Были подготовлены к выпуску объективы: «Спутник-4″ 4,5/20 (для кадра 24х36); «Орхидея-1″ 2/50 с автоматической установкой диафрагмы в зависимости от дистанции и ведущего числа импульсной лампы-вспышки — автоматическое устройство должно было работать в диапазоне от 1 до 11 м со световыми числами от 8 до 64; объектив «Аргон-1″ для камер форматом 6х9 с параметрами 3,5/90; семейство сменных объективов для камеры «Нарцисс» — «Мир-5″ (2/28), «Мир-6″ (2,8/28), «Индустар-60″ (2,8/35); объектив «Вега-2″ 2,8/85 для 35 мм фотоаппаратов. «Хочется надеяться, — пишет И.Кравцова, председатель жюри конкурса, проводимого ВДНХ, в статье «Почетные награды» («СФ» №2 за 1961 год) — что Совнархозы, в ведении которых находятся заводы фотопромышленности, примут необходимые меры по внедрению отмеченных наградами изделий в кратчайший срок». Увы, её и нашим надеждам не суждено было осуществиться.

Можно считать, что к началу 60-х годов закончился «третий» этап развития советского фотоаппаратостроения, характеризующийся появлением новых заводов, выпускающих фотоаппаратуру, освоением новых моделей и расширением их ассортимента.

Начало следующего, «четвертого» («золотого») этапа советского фотоаппаратостроения пришлось на 60е годы, которые ознаменовались истинным расцветом не только мировой, но и советской фотоинженерной мысли и фотоиндустрии. Наступала эпоха 35 мм камер, позволяющих автоматизировать съемочный процесс.

В конце 50-х годов вступает в строй завод в Белоруссии (Минский механический з-д), где в 1957 году была выпущена первая камера — «Смена», чертежи и рабочая документация которой были получены от ЛОМО. На этом же заводе был налажен выпуск пофессиональных фотоувеличителей «Беларусь-2″, а затем и «Беларусь-5″. С середины 70-х годов на БелОМО начался выпуск «Зенитов», а еще раньше «Вилия-электро», «Вилия-авто»; неполноформатные «Весна» и «Весна-2″ (24х32); полуформатная «Чайка» (названная в честь В. Терешковой).

Поскольку экономика в стране была нерыночная, то забота о покупателях была централизованной. Вот любопытная листовка от Московской базы Главкоопкультторга Центросоюза о торговле фототоварами в сельмагах, выпущенная в конце 50-х годов.

Успехи были, хотя и в те годы не обходилось без справедливой критики снизу. Вот выдержка из статьи Т.Остановского «Фотоаппаратуру — на уровень современности» опубликованной в №4 «Советского фото» за 1963 год: «Серьёзную тревогу вызывает тот факт, что вместо разработки принципиально новых моделей на основе новейших достижений в области фотоаппаратостроения в камеры вносятся несущественные изменения. Вот примеры, касающиеся двух весьма распространённых камер.

Аппарат «Смена» в пластмассовом корпусе, недорогой. В первоначальную модель были введены синхроконтакт и самоспуск, отчего камера повысилась в цене. Необходимости в изменениях этой простой и дешёвой камеры не было никакой, тем более, что импульсная лампа стоит в 2-3 раза дороже самого аппарата. Далее был изменён узел перемотки плёнки, и камеры получили название «Смена-3″ и «Смена-4″. Однако от этого узла пришлось отказаться, и вновь стали выпускаться первые модели. На этом дело не кончилось. Последовали новые изменения; появились «Смена-5″ и «Смена-6″. Наконец, вместо камеры «Смена», далёкой от совершенства, был выпущен однотипный фотоаппарат «Весна», качество которого вызывает серьёзные претензии. Существование «Весны» оказалось недолговечным. Спрашивается, зачем было нужно выпускать заведомо слабый аппарат, обладающий многими недостатками?

Другой пример — аппарат «Зоркий», который также многократно (10 раз) изменялся. Каждый раз к его названию добавлялась буква или цифра. Сейчас из всех «Зорких» оставлены две модели, однако и они по своим техническим характеристикам устарели. Не понятно и чем обусловлен выпуск однотипных камер «ФЭД» и «Зоркий»…

…Всё лучшее в зарубежном опыте заслуживает самого серьёзного внимания с тем, чтобы использовать его в нашей фотокинотехнике. Нужно покончить с отставанием в этой области и начать разрабатывать новые модели, которые бы соответствовали уровню мировой техники.»

С другой стороны, к середине 60-х годов состояние отечественного фотоаппаратостроения было далеко не таким уж плачевным, если советская фотопродукция экспортировалась в более чем 70 стран мира. Естественно, что техника, отправлявшаяся за рубеж собиралась и проверялась более качественно, чем вся остальная. Наибольшей популярностью за рубежом пользовались: «Смена-рапид», «Смены» (в некоторых странах они шли под названием «Космик-35″, в других «Global-35″), «Фотоснайпер», «Горизонт», «Любитель-2″ (под названием «Global676″), «Сокол», «Зенит-3″ (Зенифлекс), «Зенит-В», «Зенит-Е» («Cosmorex SE», «Prinzflex 500E»), «Салют» («Зенит-80″), «ФЭД-4″; дальномерный Киев; объективы «Мир-1″, «Таир-3А», «Телемар-22″, «Таир-11″, «МР-2″ («Руссар»), «МТО-500″, «Орион-15″, «Мир-3″, «Таир-33″, «Гелиос-44М» («Auto Cosmogon»), а также в большом количестве бинокли и приборы ночного видения (в более позднее время). Экспорт развивался довольно успешно и, например, в период с 1965 по 1969 год вырос в 2 раза. Примерно 60% экспорта шло в соцстраны.

В книге «Практика профессиональной фотографии», изданной также и на русском языке в 1981 году, Филип Готлоп так пишет о продающихся в Англии советских фотоаппаратах: «В продаже есть несколько типов советских аппаратов и вы не прогадаете, купив любой из них. Русские гордятся не только высоким качеством своих изделий, но и своей системой контроля перед отправкой товара в торговую сеть. Мне довелось побывать в отделе контроля на станции на станции обслуживания в северной части Лондона, и квалификация персонала оставила у меня самое приятное впечатление. В основном это механики с русских заводов, и большинство из них довольно хорошо говорит по-английски.
…Работать с некоторыми аппаратами настоящее удовольствие, и, по-моему, советский «Горизонт» относится к их числу.»

Вот заметка, напечатанная в №2 за 1964 год в журнале «Ревю-Фотография» (ЧССР) «ГОМЗ — государственный оптико-механический завод в Ленинграде — посетил английский репортер Г.Кроули. Его поразил этот завод, оборудованный по последнему слову техники, насчитывающий 25000 рабочих, использующий наиболее передовые производственные методы. Кроули написал, что его внимание привлекли, например, автоматы для изготовления деталей камеры. 300 станков обслуживало шесть рабочих. На заводе есть установки для кондиционирования воздуха, производство управляется электронными аппаратами. Всюду безупречная чистота, и завод в целом производит такое же хорошее впечатление, как наиболее передовые заводы фотографических аппаратов в ФРГ. Кроули особо отметил строгий контроль при производстве даже дешевых камер.»

К началу 60-х годов явно обозначилась тенденция к использованию в фотоаппаратостроении передовых по тем временам идей и разработок. В качестве примеров можно привести следующие: «Нарцисс» — высококлассный зеркальный аппарат со сменными объективами форматом 14х21 для 16мм плёнки; «Зенит-6″ — зеркальная камера, имевшая центральный (!) залинзовый затвор, штатно комплектовавшаяся 14-линзовым объективом с переменным фокусным расстоянием «Рубин» 2,8/37-80 (в конце концов, не столь важно, что идея и технические детали этого семейства камер были позаимствованы у немецкой фирмы Voigtlander), встроеный моторный привод в камере «Зенит-5″ (первая в мире 35мм зеркалка со встроенным электромотором), полуавтоматическая отработка экспозиции в камерах «Зоркий-10, -11″, «Киев-15″, автоматическая в «Соколе» и «Киеве-10″.
С объективом Рекорд-4Сокол», выпускавшийся на ЛОМО с 1966 года, имел пятипрограммную систему автоматики и был снабжен центральным затвором «Copal Magic» (Япония) с диапазоном выдержек 1/30 — 1/500, встроенным в объектив «Индустар-70″ (2,8/50). На рубеже 60-70х годов был выпущен экспериментальный образец объектива «Рекорд-4″ с рекордными параметрами 0,9/52 для дальномерных камер серии «Киев». Тогда же в ГОИ была изготовлена опытная партия широкоугольных объективов «Спутник-4″ 4,5/20 (см. фото ниже).

К концу 60-х годов, в связи с наращиванием выпуска фотоаппаратов, впервые стал ощущаться кризис их перепроизводства, который достиг пика к началу 70-х годов. Следствием этого стало снижение объемов выпуска камер, что, в свою очередь, привело к дефициту фотоаппаратов на прилавках магазинов к концу 70-х годов. Опять были предприняты экстренные меры и к 1980 году все заводы страны выпускали почти 4 млн. фотоаппаратов в год более 25-ти видов и моделей, из которых более одной четверти поставлялось на внешний рынок. В 80-х годах ситуация с перепроизводством и дефицитом повторилась почти в точности.

ГОИК сожалению, тенденция использования новейших технологий в отечественном фотоаппаратостроении не продолжилась долго и сошла на нет уже к середине 70-х годов, а к началу 80-х возобладала тенденция к конструктивному упрощению фотокамер и заметному снижению качества сборки. И если к концу 40-х годов говорить о разделении фотоаппаратуры на профессиональную и любительскую было несколько преждевременно, то спустя всего 20 лет такое разделение уже прослеживалось достаточно четко. Как раз в этот период становится очевидным, что отечественная фотоаппаратура так навсегда и останется пусть на неплохом, но все-таки любительском уровне (имеющиеся исключения лишь подтверждают правило).
В конце 70-х гг. более 1000 фирм и предприятий в разных странах мира производили ежегодно свыше 40 млн. фотоаппаратов (в т.ч. в СССР около 3,5 млн.), 2,5 млн. кинокамер (свыше 100 тыс), 1,5 млн. кинопроекторов (около 165 тыс.), 2,0 млн. диапроекторов (свыше 300 тыс.); при этом около 75% выпускаемой продукции предназначалось для массового потребителя.

Именно в конце 70-х годов в нашей фотопромышленности окончательно сложилась печальная традиция, когда качество сборки фотоаппаратуры разнилось от экземпляра к экземпляру. Складывалось впечатление, что если бы не массовое недовольство общественности, выплескивающееся на страницы единственного фотожурнала страны «Советское фото», то никаких усовершенствований и модернизаций уже существующих к началу 80-х годов моделей, а также освоений и разработки новых не происходило бы вообще. Передовые рубежи конструкторской мысли страны в области фотоаппаратостроения переместились на страницы вышеупомянутого журнала — вспомним хотя бы конкурс «10000 технических идей», в котором принимала участие, казалось, вся страна, за исключением разработчиков фототехники.

Пытаясь понять причины очень скромных успехов отечественной фотопромышленности в последние 30 лет, необходимо признать, что отсутствие внутренней конкуренции на рынке фотоаппаратуры имело первостепенное значение. Вот любопытная цитата из статьи «Старт взят» Вл. Ишимова, напечатанной в №8 «Советского фото» за 1959 год: «Нам кажется неверным, что заводы вовсе устранены от установления цен на фотоаппараты и объективы. До сих пор все связи руководителей предприятий со сферой распределения заключаются в том, что они получают наряд и отвозят товар на торговую базу. На этом их миссия кончается. Непосредственно с потребителем и торговцем они не связаны, конъюнктуры рынка не изучают». Отсутствие обратной связи между потребителем и производителем (а в нашей стране между ними еще вклинивалась и торговля, как автономный и мало предсказуемый фактор), а также отсутствие экономической заинтересованности производителя, приводило к тому, что отечественные конструкторы могли более безответственно экспериментировать с моделями и модификациями камер, не особенно заботясь о том, как встретит это рынок (по-видимому именно из этих корней проистекают, например, такие малопонятные вещи, как появление в несколько нестандартном месте куркового взвода у «Зоркого-10″ или неудачная попытка модернизации дальномерных «Киевов» — модель «Киев-5″ и др.). В то время, когда потребитель ждал качественных, но недорогих моделей, производитель, поставлял на рынок то, что ему было наиболее удобно, не заботясь не только о технических характеристиках, но и, на определенных этапах, о качестве сборки. Нередки были случаи, когда с производства снималась более совершенная модель и заменялась более упрощенной. Естественно, что при советской модели экономики, такой заинтересованности, можно сказать, зависимости благополучия производителя от результатов его труда не могло быть и в помине. Думается, что в условиях системного кризиса ничего другого мы и не могли иметь!

«Промышленность, производящая продукцию для удовлетворения максимального числа людей, значительную долю своей продукции ориентирует на массового потребителя. Массовый же потребитель, а это показывает и опыт других стран мира, заинтересован в «беспроблемной» фототехнике: с кодированием свето чувствительности на кассетах DX, с системами быстрой зарядки и перемотки пленки, автофокусировкой… Отечественная промышленность не может взяться за производство какой-то камеры в десятках экземпляров.» («СФ», 8/87).

К середине 70х годов заканчивается «золотой» (четвертый) этап развития советского фотоаппаратостроения. В советской фотопромышленности наступает период застоя, который в начале 90-х плавно перешел в период хаоса.

П.С. Скажу про себя, я успел довольно плотно пофотографировать вот таким фотоаппаратом:

Были и ванночки и красный свет и кручение бочонка с пленкой … :-)

А из времен СССР я бы вам напомнил, а так же Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

На сегодняшний день существует огромное количество различных фотоаппаратов, начиная от уже устаревших пленочных и заканчивая цифровыми зеркалками. Первая в мире фотография была получена в 1839 году, 7 января благодаря Луи Жаку Даггеру. Он сумел получить изображение на солях серебра. Фоксом Тальботом в этом же году был изобретен негатив.

История пленочных фотоаппаратов началась после того, как была изобретена камера-обскура. Изначально она представляла собой темную комнату, а потом стала переносным ящиком. Первый фотографический аппарат был изобретен А.Ф. Грековым в России. В 1847 году С.А. Левицкий создал складывающуюся конструкцию. В 1854 году И.Ф. Александровский придумал так называемый стереоскопический аппарат. Старинные фотоаппараты стали появляться один за другим. Их совершенствовали и модернизовали, создавая все новые и новые модели.

История фотографии

В 1885 году начала работу фирма Eastman Dry Plate Company . Эта компания производила пленки. А открыл ее талантливый изобретатель и ученый Джордж Истмен вместе с бизнесменом Генри Стронгом в Рочестере, США. Истмен запатентовал первую в мире рулонную фотопленку. В 1904 году известные, наверно, всем выпускают на рынок пластинки для получения цветных фотографий под торговой маркой Lumiere.

В 1923 году изобретается первая фотокамера, в которой используется знаменитая 35-мм пленка , пришедшая в мир фотографии из киноискусства. В 1935 году "Кодак" выпускает цветные фотопленки "Кодакхром". В 1942 году начались продажы цветных пленок "Кодакколор". Кстати, именно эта пленка стала самой популярной среди любителей и профессионалов на последующие полвека.

Появление в 1963 году перевернуло мир печати фотографий. Это оборудование давало возможность моментально получить снимок . Буквально за несколько секунд на пустом отпечатке проявлялась только что сделанная фотография. До начала 1990-х годов Polaroid занимал ведущее место в фотоиндустрии и уступил его только цифровой фотографии.

В 1980 году Sony выпускает на мировой рынок цифровую видеокамеру под названием Mavica . Отснятые кадры сохраняются в ней на гибком флоппи-диске, который можно множество раз стирать и перезаписывать. В 1988 году первая цифровая фотокамера Fuji DS1P была официально выпущена компанией Fujifilm . Фотоаппарат имел 16 Мб встроенной памяти.

В 1991 году "Кодак" пополняет рынок цифровой зеркалкой. Появляется DCS10 с разрешением 1,3 Мп и разнообразными, уже готовыми функциями для легкой профессиональной фотосъемки. А в 1995 году компания официально прекращает выпуск пленочных фотокамер.

Крупноформатный фотоаппарат, который весил не один килограмм, сменили более современные конструкции, легкие сплавы. Фотоискусство активно развивалось везде. В старинные фотоаппараты появились в 1930-х годах.

Первый серийный фотоаппарат был выпущен в 1930 году - это был "Фотокор-1". А пик развития советской фототехники пришелся на 1950-е годы. "ФЭД", "Смена", "Зенит" — вот старинные которые стали легендарными.

"Зенит" стали производить на базе фотоаппарата "Зоркий", на Красногорском механическом заводе в далеком 1952 году. Самым первым зеркальным фотоаппаратом был "Спорт" который пользовался популярностью с 1935 по 1941 годы. Тем не менее, именно камера "Зенит" завоевала признание фотографов.

Фотоаппарат Kodak

В 1988 году появляется первый фотоаппарат компании Kodak. В те времена в продажу он поступал уже с пленкой на сто кадров и стоил 25 долларов США. По тем временам это была достаточно большая, но доступная сумма. Таким образом, фотография становится доступной для всех категорий населения. На рынок выпускается дешевый аналог с пленкой всего на шесть кадров и стоимостью в 1 доллар. Дополнительная пленка стоила всего 15 центов.

Коллекционеры фотоаппаратов

Многие почитатели техники коллекционируют фотоаппараты. Часто они собирают модели одного года выпуска или одного производителя. На большинство раритетных моделей спрос не утихает. Сегодня старинные фотоаппараты уходят с молотка за бешенные деньги. Так, например, камера "Дагерротип братьев Сюсс" была куплена за 800 тысяч долларов США . Понятно, что цена зависит от спроса на модель.

А вы знали, что:

  • первой "фотобумагой " были пластины из стекла или меди, на которые наносился асфальтовый лак;
  • прообраз современного фотоаппарата, камера-обскура, используется и поныне - с ее помощью производятся интегральные микросхемы ;
  • первая цветная фотография была получена Джеймсом Максвеллом в 1861 году ;
  • на первой цветной фотографии в России запечатлен Л.Н. Толстой;
  • первый портрет, полученный при электрическом свете, был сделан Левицким в 1879 году;
  • первая ролькассета, на которой размещалось 12 светочувствительных листов бумаги, весила ни много ни мало — 15 килограммов!

С каждым годом рынок пополняется новыми моделями фотоаппаратов. Сегодня искусство фотографии доступно всем.

Уже давно ходит шутка, что молодость, это когда фотографии с выпускного — цифровые. Те, кто постарше увековечивали свои выпускные, свадьбы, пьянки и прочие Сочи на несколько другую технику. Взгляните, может найдете в этом списки и свой первый фотоаппарат.

Спонсор поста: Кассеты для полароида : Наш магазин представляет современные пленки для моментальной фотографии и напрямую сотрудничает с компанией The Impossible Project, возобновившей производство кассет для полароида на базе бывшего завода Polaroid в городе Энсхеде, Нидерланды.

Начнем с дешевого и популярного.

Год выпуска: 1969-1983
Производитель: ММЗ
размер кадра: 4.5×6 см
Объектив: мениск 11/60
Количество: ± 1.500.000 единиц. первоначальная цена — 7 рублей.

2. "Любитель-166"

Год выпуска: 1976-1986
Производитель: ЛОМО
Объектив: Триплет-22 4.5/75

3. "Смена-8М"

Суперхит всех времен и народов
Год выпуска: 1970-1992
Производитель: ЛОМ
Объектив: Триплет-43 4/40
Количество: 21 041 191 шт. (включая «Смена-8»). Первоначальная цена (в 1986 году), 15 руб.

4. "Алмаз-103"

Год выпуска: 1979-1986
Производитель: Lomо
Размер кадра: 24×36 мм
объектива. MC Волна 1.8/50

5."Зоркий-4"

Год выпуска: 1956-1972
Название: «Зоркий-4»
Производитель: КМ
Размер кадра:. 24X36
Объектив:. Юпитер-8 2/5
Количество: 1.715.677 единиц

6. "Зенит-Е"

Год выпуска: 1966-1987
Производитель: КМЗ / БелОМ
размер кадра:. 24×3
Объектив:. Индустар-50-2 3.5/5, Гелиос-44-2 2/5
Количество: более 3 миллионов единиц.

Год выпуска: 1976-1989
Производитель: КМ
размер кадра:. 24×3
Объектив:. Гелиос-44М 2/5
Количество: 1.632.212 единиц.

В производстве с 1992
Наименование: «Зенит-312m»
Производитель: КМЗ » Сделано в России »
размер кадра:. 24×3
Объектив:. MC Зенитар-M2s 2/5
Количество: 71,834 единиц.

Год выпуска: 1961-1969
Производитель:. Киевский Арсена
размер кадра: 10×14 мм
объектива. Индустар-М 3.5/2
Количество: неизвестно.

Год выпуска: 1973-1987
Размер кадра:. 24×3
Объектив:. Гелиос-81 2/53

Год выпуска: 1972-1983
Производитель: Арсенал (Киев)
Размер кадра:. 6х
Объектив:. Вега-12Б 2.8/9
Количество: ± 30,000 единиц.

Год выпуска: 1964-1975
Производитель: FE
размер кадра: 24×3
Объектив: Индустар-61 2.8/52
Количество: 633,096 единиц (всех типов).

Год выпуска: 1986-1995
Производитель: FE
размер кадра: 24×3
Объектив:. Индустар-81 2.8/3
Количество: 107,530 единиц. Первоначальная цена (в 1986 году), 90 руб. Существующие также необычные памятные версии «ФЭД-70 лет».

Год выпуска: 1971-1995
Производитель: ЛОМ
Объектив: Триплет-43 4/40
Количество: 4.181.469 единиц. Первоначальная цена (в 1986 году), 20 руб.

Год выпуска: 1965-1969
Производитель: ММ
Размер рамы: 18х24
Объектив: Индустар-69 2.8/28
Количество: 171,400 единиц.

Год выпуска: 1977-1983
Производитель: БелОМ
размер кадра: 24×3
Объектив: Триплет 69-3 4/40
Первоначальное название — Вилия EE.
Количество: ± 500,000 единиц

Год выпуска: 1966-1977
Производитель: ЛОМО
размер кадра:. 24х36 с
Объектив:. Индустар-70 2.8/5
Количество: 298,855 единиц (всех типов). первоначальную цену (в 1966 году) — 145 рублей.

Год выпуска: 1973-1983
Производитель: БелОМ
размер кадра: 24×3
Объектив: Триплет 69-3 4/4
Количество: ± 2 млн. единиц.

СП «Svetozor-Polaroid» было основано 1989 году и прекратило свое существование в 1999 году.
Учредителями СП «Svetozor»
1. Polariod Europe BV (49% акций)
2. ПО «Балтиец (бывший военный завод в городе Нарва, Эстония. Обанкротился и реорганизован в 1993 г.)
3. ПО «Сигнал» (Обнинске, Московская обл., в настоящее время это ОАО «Приборный завод Сигнал»)
4. Московский НИИ ВНИИРТ (Научно-исследовательский институт радио технология)
Формат пленки: Polaroid 600, 10, 20-кадровые пакет
Тип объектива: 106 м
Фокус: Автоматический, от 0,6 м до бесконечности
Диапазон выдержки: 1/3 до 1/20
Диафрагма: f/14 f/42

Ну что, нашли свой первый фотоаппарат? Мой № 13.

Спасибо за внимание.

Коллекция у меня совсем небольшая, от силы около 50 различных фотиков, некоторые из них дублируются.

“Ого, небольшая!” – скажите вы,- “Целых 50 штук!”.
Но все дело в том, что Советская фотопромышленность была настолько щедра не только на модели, но и на вариации на тему, что полная коллекция всей советской фототехники будет состоять не менее, чем из 1000 оригинальных экземпляров, да и то, если не считать фотовспышки и прочие аксессуары.

На заглавной фотке фотоаппарат “Чайка”
Кинопленочный фотоаппарат с форматом кадра 18х24, за счет чего на пленке помещалось 72 кадра. Чайка выпускалась с 1965 по 1967 год, и всего их было выпущено около 180 000 штук.

В данном случае, судя по номеру, это один из первых экземпляров в серии, и за счет этого достаточно дорогой фотоаппарат.

Вообще цена советского фотоаппарата на сегодня зависит от многих факторов, но в основном от его редкости, комплектации (с каким вариантом объектива) и состояния.
Но об этом чуть дальше.

Фотоаппарат “Москва – 5 “.
Среднеформатный фотоаппарат, один из тех, которые до сих пор юзают фотографы, снимающие на пленку.

“Москва 5” выпускалась с 1956 по 1960 год, всего их было выпущено около 22 000 экземпляров. В те времена Москва была весьма дорогим фотоаппаратом, и их обычно берегли.

В результате на сегодня, несмотря на свой “винтажный” вид, Москва не является редким фотоаппаратом, да и сравнительно недорогая. Настоящую ценность имеют фотоаппараты в идеальном или близком к идеальному состоянию.

Еще один среднеформатный фотоаппарат немного “винтажного” вида – Любитель 166В . Выпускался с 1980 по 1991 год, выпущено 906 300 экземпляров.

Более поздняя модель “Любитель универсал “.
Выпускался с 1983 по 1991 год, всего выпущено 300 000 штук.

Как вы понимаете, за счет массовости Любителей сохранилось вагон и маленькая тележка.

Производитель не баловал какими-то отличиями внутри модельного ряда, так что, если такой фотоаппарат в плохом состоянии, он не стоит почти ничего.

Вообще отдельная удача – это купить фотоаппарат в родной упаковке, почти новый или вообще, как говорится, “в заводской смазке”.

Как ни странно, но такие экземпляры попадаются. Причем не только новые, но и довольно старые модели.

Их история различн,а как и история их хозяев.
Какие-то были потеряны, завалившись за шифоньер, какие-то просто были подарены по случаю и простояли не востребованными.. ну, а в продажу попали уже после смерти хозяина.

И вот берешь в руки такую коробочку…

Открываешь, и сразу чувствуешь запах кожи, который ни с чем нельзя спутать, а взор ласкает ее не затертый блеск.

Раз уж я показал коробку с ФЭДом, давайте я о них немного расскажу.

ФЭД был, пожалуй, одним из самых массовых фотоаппаратов, которые выпускались в СССР. Выпускать их начали еще в 1934 году в мастерской детской трудовой коммуны им. Феликса Эдмундовича Дзержинского (отсюда и ФЭД), слизав один в один с немецких Леек. Копирование леек продолжалось и в последующие годы.

Вот один из первых ФЭДов (ФЭД – 2 )…

Как думаете, здесь тоже ФЭД?

Нетушки!
Это чистый немец 🙂

У этого фотоаппарата своя история.
Его подарил бабушке моего кума его будущий дедушка.

Ну а нашел его дедушка на поле боя в далеком 1943 году возле сгоревшего немецкого танка.
Потом было ранение, госпиталь, медсестра, выходившая безнадежного больного, фотоаппарат, подаренный за спасение, и свадьба 🙂

Кум отдал мне его, чтобы я нашел мастера, который смог бы его почистить и привести в порядок.
Мастер, увы, не нашелся, и я хотел фотик вернуть, но кум, переживавший тогда материальные трудности, сказал: “Пускай у тебя полежит, а то продам. А так память сохранится”. Так вот и лежит он у меня с тех пор.

Примечательно, что на эту лейку 15 лет назад все еще снимали и кадры получались тогда вполне приемлемые.

Вообще фотоаппаратов ФЭД – 2 существует больше 20ти видов.
Производитель не стеснялся вносить изменения буквально на лету, в результате чего они и возникали.

Отдельные варианты ФЭД – 2 настолько редкие, что цена за один экземпляр порой доходит до 200-300 долларов.
Но, учитывая, что даже матерые коллекционеры зачастую не знают все их разновидности на память, обычный человек никогда не знает, что он держит в руках – ординарный фотик стоимостью 200 грн или раритет за 200 баксов.

Еще один вариант ФЭД – 2

ФЭД – 4
Выпускался с 1964 по 1980 год, всего выпущено 498 000 экземпляров.

ФЭД – 5
Выпускался с 1975 по 1991 год, всего выпущено 230 000 экземпляров.
Экземпляр на фото был выпущен в 1980 году, на что указывает олимпийская символика.

Facebook Comments

Поделится с друзьями, у себя на странице!