Какой специалист может вести воинский учет. Воинский учет в организации – постановка с «нуля. Кто занимается воинским учетом

20.06.2022 Удача

Чтобы знать о количестве потенциальных рекрутов, правительство РФ предусмотрело специальный воинский учет не только в военкоматах, но также в организациях. Это позволит контролировать численность военнообязанных граждан, их перемещение (смена работы), возраст и семейное положение.

В 2018 году ведение воинского учета в организации является обязательной процедурой кадровой службы. Пошаговое руководство и рекомендации от опытных юристов помогут разобраться в процессе и порядке действий. По вопросам трудовых взаимоотношений согласно ТК РФ и других нормативных актов можно получить бесплатную консультацию, обратившись через форму на сайте или по контактному телефону.

Воинский учет подразумевает процесс сбора и систематизации информации по военнообязанным работникам, подлежащим учету в военном комиссариате (ВК). Основная цель процедуры – обеспечить государство военными ресурсами по исполнению гражданами долга перед Родиной.

Правила воинского учета утверждены ПП РФ № 719 от 27.11.2006 (редакция от 27.06.2017) и Методическими рекомендациями утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 (далее - МР). Учету подлежат следующие лица:

  • мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, а также находящиеся в запасе;
  • освобожденные от срочного призыва лица;
  • сотрудники, которые обучались в ВУЗ с военной кафедрой;
  • мужчины старше 27 лет, получившие отсрочку от прохождения службы в РА;
  • уволенные из армии работники;
  • женщины, имеющие военно-учетную специальность.

Любые нарушения, намеренное сокрытие информации по военнообязанным сотрудникам и иные отклонения от установленных норм влекут за собой административную ответственность – штрафы на руководство компании или ответственное лицо.

Документооборот по военно-учетной работе (ВУР)

Учет запасников и потенциальных рекрутов осуществляется по установленному образцу — личная карточка Т-2 раздел 2 или карточка государственного служащего форма Т-2ГС.

При ВУР, компания предоставляет в ВК следующие документы:

  • данные о принятых/уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (далее – учет ) – сведения передаются в 2-х недельный период;
  • ежегодно не позднее 1 ноября – списки мужчин в возрасте 15-16 лет;
  • список мужчин, которым в будущем году исполнится 17 лет.

При заполнении личной карточки работника (по форме №Т-2), требуется предоставить военный билет или временное удостоверение взамен билета, если гражданин пребывает в запасе. Для тех, кто подлежит призыву на военную службу требуется предоставить соответствующее удостоверение личности гражданина РФ.

Постановка организации на воинский учет

Те компании, которые ранее не вели учет сотрудников, в том числе внешних совместителей, должны обязательно пройти процедуру постановки на учет в ВК. Методические материалы, бланки и вводный инструктаж осуществляется сотрудниками комиссариата.

Обратите внимание!

В филиалах компаний бронирование и учет в ВК осуществляется по месту нахождения подразделения. При отсутствии такой возможности данные отправляются посредством средств связи из головного офиса организации.

Обязанность по воинскому учету в организации

Обязательства по учету лежат на главе организации, который может делегировать обязанность в приказном порядке другому работнику. Порядок учета в организациях, в зависимости от количества сотрудников, определен п. 12 ПП РФ № 719:

  • обязанность по учету возлагаются на 1 сотрудника (по совместительству с основной деятельностью), если на учете состоит менее 500 человек;
  • при количестве военнообязанных до 2 тыс. единиц, специалист занимается учетом в качестве основной нагрузки;
  • 2 работника – количество военнообязанных от 2 до 4 тыс. человек;
  • на каждые 3 тыс. потенциальных служащих к обязательствам по учету привлекается 1 работник организации.

Кандидатуры, претендующие на ведение учета, должны быть согласованы с ВК, что позволит избежать проблем и споров впоследствии.

Инструкция по ведению воинского учета в организациях

Организация учета потенциальных военнослужащих на период военных действий в организации не должна идти в противовес нормативам и законодательным актам. Чтобы грамотно организовать процесс учета военнообязанных граждан, можно предварительно проконсультироваться с опытными юристами и сотрудниками военного комиссариата. Пошаговая инструкция в 2018 году включает несколько этапов.

Этап 1 – приказ об организации учета на предприятии по образцу (приложение 4 к Методрекомендациям). В этом документе должна быть освещена следующая информация:

  • полное наименование организации;
  • дата, когда был издан приказ;
  • номер документа, что необходимо для контроля;
  • распоряжение о воинском учете граждан в организации;
  • ответственное лицо;
  • заместитель ответственного сотрудника на время отпуска/нетрудоспособности;
  • сведения о контроле за исполнением документа.

Обратите внимание!

Копия приказа с печатью и подписью руководителя компании должна быть передана в военкомат.

Этап 2 – план работ согласуется с ВК. Образец плана учета военнообязанных в учреждении/организации можно найти в приложении 17 МР. Документ содержит следующую информацию:

  • план мероприятий;
  • сроки реализации;
  • наименование организации;
  • отметка о согласовании документации с ВК.

Этап 3 – журнал бронирования и проверок граждан. Образец документа представлен в Методрекомендациях, а также может быть взят у опытных юристов (на текущую дату согласно законодательству РФ и новых нормативов). Такой нормативно-правовой акт оформляется в виде таблицы с графами:

  • дата проверки;
  • ФИО/должность уполномоченного/ответственного лица согласно приказу;
  • результат проведенной проверки, недочеты и общая оценка;
  • решение руководства компании по итогам проведенной проверки и отметки по устранению имеющихся недочетов, если таковые были установлены.

Этап 4 – проверка подлинности документов трудоустроенных граждан. Сотрудники должны представить в отдел кадров военный билет по форме, установленной на дату получения. Работники, не прошедшию службу в РА, предъявляют приписное свидетельство. В обоих случаях, фото, печати, подписи и информация в военном документе и паспорте не должна иметь двоякого значения или какие-либо спорные моменты.

Этап 5 – личные карточки сотрудников должны быть заполнены по установленному образцу и форме. Что следует указать в документе:

  • семейное положение;
  • образование;
  • место работы/службы;
  • должность;
  • адрес жительства/регистрации.

Этап 6 – разъяснительная беседа с работниками по их правам и обязанностям по военному учету и подготовки.

Личные карточки хранятся в картотеке с алфавитной и иной системой, удобной для компании.

Документы по воинскому учету

Какие документы являются основанием для постановки/непостановки на военный учет и формирования личной карточки гражданина:

  • удостоверение гражданина установленного формата – обложка с гербом РФ и надписью;
  • военный билет имеет зеленый переплет, герб и титул – «Российская Федерация. Военный билет офицера запаса». Исключение – документы до 1994 и 2000 года, которые выдавались с оттиском ССР и соответствующей надписью;
  • справка взамен военного билета выдается исключительно с целью идентификации военнообязанного гражданина, который в силу обстоятельств не получил военный билет. Справка должна иметь гербовый оттиск и печать ВК, что лучше проверить, отправив запрос в военкомат;
  • временное удостоверение выдается на срок до 30 дней с последующим продлением, в случае отсутствия полной информации для оформления военнообязанного по установленной форме.
Чтобы не допустить ошибок и возможных последствий, лучше проверить все документы на подлинность, отправив запрос по месту выдачи оригинала.

Кто не ставится на военный учет?

Не все сотрудники в 2018 году фигурируют в документах по учету в организации. Согласно законодательству РФ, не все сотрудники ставятся на контроль в военкомат. Исключение из правил:

  • освобожденные ранее от воинской обязанности по состоянию здоровья и иным причинам;
  • служившие в другом государстве;
  • граждане, проходящие военную или гражданскую (альтернативную) службу;
  • постоянно проживающие в другом государстве;
  • офицеры запаса СВР РФ и ФСБ;
  • женщины без военной специальности.
При нарушении воинского учета, намеренных исключениях ряда сотрудников, подаче искаженной информации в ВК и прочих нарушениях предусмотрена ответственность согласно КоАП РФ.

Ответственность за нарушение порядка воинского учета

Компании, намеренно отклоняющиеся от предоставления информации по военнообязанным сотрудникам в военкомат, а также не имеющие учетного отдела, подвергаются административным наказаниям в виде штрафных санкций. Какое наказание предусмотрено в 2018 году:

  • штраф от 300 до 1 тыс. руб. за несвоевременную подачу списков граждан в ВК – санкции применяются к главе компании или ответственному лицу;
  • препятствование своевременной явке к месту назначения по повестке из ВК в форме игнорирования оповещения сотрудника подвергается штрафу от 500 до 1 тыс. руб.;
  • за сокрытие информации по принятым/уволенным работникам, организация будет оштрафована на 300-1 тыс. руб.

Обратите внимание!

Проверку формирования документов по военнообязанным сотрудникам в организациях ведут органы местного самоуправления и ВК.

Резюме

Из предоставленной информации можно сделать заключительный вывод:

  • все нормативы по учету военных в организациях (порядок, ответственность/обязательства) установлены МР, ПП РФ № 719 и законом № 53-ФЗ;
  • организации, в штате которых работают военнообязанные сотрудники, должны вести учет, выделив для этого одного/двух сотрудников;
  • воинский контроль сотрудников в компании выражается в проверке и передаче информации в военный комиссариат по всем сотрудникам (военнообязанным);
  • для актуализации сведений фирма создает личные карточки на каждого из потенциальных рекрутов по установленной форме, данные в которой периодически обновляются и передаются в военкомат;
  • если организация относится к стратегически значимым объектам, то она вправе забронировать себе сотрудников на возможный период военного конфликта, что исключает призыв в армию и сохраняет приоритет на усмотрение руководства (кто забронировал, тот и выбирает место службы сотрудника, в том числе в офисе).

Важно понимать, что за нарушение установленных правил в РФ предусмотрена ответственность к работодателю. По вопросам, связанным с военной обязанностью гражданина в период работы в компании можно получить консультацию юристов, обратившись через форму обратной связи на сайте компании и по телефону.

В настоящее время многие организации игнорируют требование о ведении воинского учета, поскольку штрафы за неисполнение этой обязанности незначительны. Некоторые выполняют требования воинского учета лишь частично, например только собирают необходимые документы и хранят их, не предоставляя при этом никакой информации в военное ведомство. Однако и в первом, и во втором случае можно столкнуться с риском административных санкций, так как законодательство прямо предусматривает обязанность работодателя вести воинский учет.

ВЕСТИ ЛИ ВОИНСКИЙ УЧЕТ?

То, что воинский учет вести обязательно, установлено в следующих нормативных актах:

Ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 61-ФЗ);

Ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 22.02.2017; далее — Федеральный закон № 31-ФЗ);

Ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон № 53-ФЗ);

П. 1 Положения о воинском учете (утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, в ред. от 29.12.2016; далее — Положение);

Ответственность за отсутствие воинского учета

За недостатки в ведении воинского учета может наступить административная ответственность.

Так, согласно ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ штраф за несообщение руководителем или другим ответственным лицом в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо уволенных с работы военнообязанных гражданах составляет от 300 до 1000 руб.

Компании не воспринимают такой штраф серьезно, поэтому предпочитают не вести воинский учет вовсе либо вести его частично (например, только заполнять раздел о воинском учете в личных карточках).

Однако если в организацию поступит запрос из военкомата о представлении документов в соответствии с законодательством, воинский учет вести придется. Если требования военкомата будут проигнорированы, последуют уже другие взыскания:

Штраф от 2000 до 4000 руб. на должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ);

Штраф от 3000 до 5000 на компанию и от 300 до 500 руб. на должностных лиц за непредоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган сведений (информации), предусмотренных законом (ст. 19.7 КоАП РФ);

Штраф от 10 000 до 20 000 руб. на компанию и от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет на должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (ст. 19.5 КоАП РФ).

Нужно заметить, что в п. 6 ст. 1, ст. 3, п. 6, 7 ст. 8 Федерального закона № 53-ФЗ, подп. «а» и «б» п. 32 Положения нет упоминания о том, что индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять такие сведения о гражданах, принятых на работу. Поэтому риск привлечения индивидуального предпринимателя к ответственности за отсутствие воинского учета минимален .

Кто подлежит воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения воинскому учету подлежат граждане Российской Федерации:

Мужчины от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе (призывники);

Граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные), в том числе не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу или прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Не подлежат воинскому учету, согласно п. 1 ст. 8, п. 4 ст. 23Федерального закона № 53-ФЗ, следующие граждане:

Освобожденные от исполнения воинской обязанности (в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья);

Проходящие военную службу;

Отбывающие наказание в виде лишения свободы;

Женщины, не имеющие военно-учетной специальности;

Постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Рассмотрим ситуацию, в которой ведение воинского учета стало для организации насущным вопросом в связи с обращением военкомата: необходимо оформить документы таким образом, чтобы не вызвать нареканий и тем более штрафов со стороны военного ведомства.

ШАГ 1. РАБОТНИК ПРЕДСТАВЛЯЕТ ДОКУМЕНТЫ

Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора представляют работодателю документы воинского учета (ст. 65 ТК РФ).

Эти документы нужны для исполнения работодателем обязанности по ведению воинского учета. Без них кадровая служба не сможет заполнить раздел II личной карточки (унифицированная форма № Т-2 или № Т-2 ГС (МС)), а значит, не выполнит требования законодательства.

Согласно п. 27-30 Положения воинский учет граждан ведется по личным карточкам работников, которые заполняются на основании документов воинского учета:

Удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;

Военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета) — для военнообязанных.

На практике отдел кадров снимает с них копии и хранит в личных делах работников. Причем следует не только снимать копии с первого разворота документов (как ошибочно поступают в некоторых организациях), но и копировать все заполненные страницы. Нужные для учета сведения имеются во всех частях военного билета.

Иногда при приеме выясняется, что у работника не в порядке документы воинского учета:

Утерян или испорчен военный билет;

Нет отметки о постановке на учет в военкомате по месту регистрации;

Имеется удостоверение подлежащего призыву, тогда как возраст работника превышает 27 лет;

У призывника с удостоверением отсутствует отсрочка от призыва.

В данном случае у организации при ведении воинского учета и проверке военкомата могут возникнуть проблемы, поэтому следует проявить настойчивость при истребовании у работников документов воинского учета.

Можно, например, вручить работнику уведомление, напоминающее о его обязанности в отношении воинского учета (пример 1). Форма такого уведомления законодательством не предусмотрена.

ШАГ 2. ЗАПОЛНИТЬ ЛИЧНУЮ КАРТОЧКУ РАБОТНИКА

На основании сведений документов воинского учета необходимо заполнить раздел II личной карточки каждого военнообязанного работника.

Рекомендуем своевременно заполнять личные карточки военнообязанных, так как другие организационные документы кадровая служба сможет оформить оперативно, а внесение записей единовременно во все личные карточки — продолжительное и трудоемкое мероприятие.

Основной документ, регламентирующий порядок организации и ведения воинского учета, — Методические рекомендации. Именно им руководствуются должностные лица военкомата при запросах и проверках ведения воинского учета.

Порядок ведения и хранения личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, приведен в Приложении № 7к Методическим рекомендациям. Заметим, что требования разнятся:

Для офицеров запаса;

Солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

Граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Пункты личной карточки заполняются исходя из сведений, содержащихся в военном билете.

Вариант заполнения раздела II личной карточки приведен в примере 2.

Учет и хранение личных карточек

Нередко организации неправильно хранят личные карточки военнообязанных. Порядок хранения этих карточек определен в Приложении № 7 к Методическим рекомендациям.

Личные карточки должны храниться в запираемом шкафу в следующем порядке (картотеке):

Раздел 1 — личные карточки на офицеров запаса;

Раздел 2 — личные карточки на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

Раздел 3 — личные карточки на военнообязанных запаса женского пола;

Раздел 4 — личные карточки на призывников.

Как правило, военкоматы просят вести журнал учета личных карточек, по которому при проверке сверяют их наличие.

Специальной формы для журнала не предусмотрено, но военкоматы рекомендуют форму, образец заполнения которой приведен в примере 3.

Штат практически любой организации включает в себя военнообязанных сотрудников - как призывников, так и уволенных в запас. Федеральное законодательство гласит, что работодатель обязан вести воинский учёт работников. Процедура учёта регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации № 719. Для её соблюдения требуется оформленный и заполняемый по строго определённым стандартам журнал проверок воинского учёта.

Как вести воинский учет в организации и правильно заполнять ? Пошаговая инструкция содержится в этой статье.

Правильное ведение документации, связанной с воинским учётом, требует создания специальной формы для регистрации военнообязанных - журнала проверок воинского учёта. А поскольку частью процедуры регистрации каждой компании является её постановка на учёт военкоматом, то сбор необходимых сведений о призывниках и находящихся в запасе работниках - обязанность руководителя.

Несоблюдение её карается штрафами, а в случае, если доказано намеренное сокрытие данных, предусмотрена уголовная ответственность. Вот почему журнал проверок воинского учёта необходимо заполнять своевременно и без нарушений.

Скачать образец журнала выдачи трудовых книжек на руки вы можете в нашей


Схема: Общий воинский учет на предприятии.

Сроки отправки данных журнала в военкомат

Сверка данных воинского учёта в организации, в том числе содержащихся в журнале проверок, с данными военного комиссариата производится ежегодно. В срок до 1 ноября в военкомат подаётся список сотрудников мужского пола, которые достигли призывного возраста.

Информацию о приёме на работу и увольнении военнообязанных сотрудников необходимо предоставить комиссариату в двухнедельный срок.

Административная ответственность за нарушения процедуры воинского учёта

Ответственности, предусмотренной административным законодательством РФ, руководитель компании подлежит в следующих случаях:

  • если военкомату вовремя не предоставлена необходимая информация о работниках, подлежащих постановке на воинский учёт;
  • если своевременно не подана информация о любом изменении требуемых военкоматом данных о военнообязанном работнике;
  • если сотруднику не предоставлена возможность своевременно прибыть в военкомат по повестке.

Воинский учет в организации – пошаговая инструкция, какие документы нужны?

Данные воинского учёта проверяются ежегодно (для коллектива, где число сотрудников выше пятисот) и с периодичностью в три года (для малого бизнеса). Особое внимание уделяется тому, насколько грамотно заполнен журнал проверок воинского учёта.

Узнать, как правильно заполнить журнал регистрации входящих документов и скачать его образец, вы можете

Внутренний аудит

Каждому предпринимателю необходимо периодически осуществлять проверку организации воинского учёта в собственной компании. Чтобы осуществить такой внутренний аудит, создаётся специальная комиссия, которую возглавляет начальник отдела кадров.

При обнаружении несоответствий предписанной законом процедуре ведения воинского учёта составляется акт и принимаются меры по устранению нарушений.


Образец заполнения журнала проверок воинского учета.

Как правильно заполнить журнал учета проверки и испытаний электроинструмента и для чего необходим этот документ, вы можете прочесть

Требования к оформлению журнала

Любая запись в журнале проверок воинского учёта делается синими, фиолетовыми или чёрными чернилами. Должны отсутствовать помарки и не являющиеся общеупотребительными сокращениями.

Каждая ошибка зачёркивается при помощи одной черты, сопровождается надписью «исправлено» и датированной подписью исправившего.

Журнал проверок воинского учета: образец и порядок заполнения

Для правильного заполнения журнала служит установленный образец. Титульная страница журнала проверок воинского учета должна включать в себя:

  • полное наименование документа;
  • даты начала и завершения и заполнения журнала;
  • сроки хранения;
  • наименование военного комиссариата;
  • название компании;
  • юридический адрес;
  • цифры номера записи о государственной регистрации, а для ИП - идентификационного номера налогоплательщика и номера реестровой записи с датой занесения в реестр;
  • фамилию, имя отчество и должность работника кадровой службы, несущего ответственность за заполнение документа;
  • фамилию руководителя компании;
  • подпись с печатью.

Следующие страницы должны обязательно содержать:

  • дату аудиторской проверки;
  • имена, фамилии и должности проверяющих;
  • записи с результатами и выводами проверки;
  • решения руководства организации по результатам проверки;
  • записи об устранённых недостатках;
  • номер пломбы (если журнал опломбирован).

Журнал проверок воинского учета – образец бланка для заполнения вы можете скачать

Заполнение первых трёх граф осуществляют проверяющие, последнего раздела - руководитель компании.

Подробные сведения о результатах проверки включают в себя:

  • даты начала и окончания проверки;
  • общее время проверки;
  • надзорные органы
  • дату и номер распоряжения об аудите;
  • тип аудита;
  • дату и номер переданного по результатам проверки акта;
  • дата передачи;
  • обнаруженные нарушения (с указанием соответствующих правовых актов и виновных лиц);

Принципы ведения воинского учета на предприятии регламентируют несколько документов:

  • Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» (ст. 8 «Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны»);
  • Федеральный закон № 31-ФЗ от 26.02.1997 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ст. 9 «Обязанности организаций»);
  • Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 (далее — Положение).

Ответственность за воинский учет лежит на руководителе предприятия (п. 9 ч. I Положения). Именно он решает, кто именно из сотрудников будет заниматься учетом. Минимальное количество уполномоченных лиц определяется общим числом работников, состоящих на воинском учете: до 500 человек — учет может вести сотрудник-совместитель, до 2 000 человек — один выделенный специалист, до 4 000 — двое и т.д.

Приказ о назначении ответственного лица должен быть представлен в военкомат по месту расположения предприятия. Кроме того, на утверждение военному комиссару передайте ваш план по организации воинского учета военнообязанных и запасников. В нем отразите необходимые мероприятия и функциональные обязанности ответственного за воинский учет сотрудника.

Проверяем документы, инспектируем личные карточки

Воинский учет на предприятии придется организовать сразу по нескольким направлениям. Начните с проверки подлинности документов воинского учета, записей о постановке на учет по месту пребывания или жительства, отметок в паспорте об отношении к службе в армии. Это касается сразу нескольких категорий работников. Напоминаем, что военнообязанными являются мужчины:

  • пребывающие в запасе;
  • старше 27 лет, которые освобождены от военной службы, получили отсрочку или не призваны по иным причинам;
  • окончившие военные кафедры при вузах;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на него в военных комиссариатах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Учету подлежат и некоторые женщины. Список «дамских» специальностей постепенно расширяется. С 2016 года в него входят не только медики, картографы, радисты, но и метеорологи, фотолаборанты, электромонтеры, телеграфисты и пр. Их документы воинского учета тоже подлежат тщательной проверке.

Следующий шаг — занести информацию из документов воинского учета (военный билет и временное удостоверение для запасников) в личные карточки: смена фамилии, семейного положения и пр. У сотрудника, который достиг предельного возраста пребывания в запасе или признан медкомиссией негодным к военной службе, укажите в карточке «Снят с воинского учета по возрасту» или «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».

Не забывайте оповещать своих коллег обо всех адресованных им извещениях из военкоматов в трехдневный срок. Штраф за несоблюдение этого требования — от 500 до 1 000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ). Кроме того, уполномоченный работник должен рассказывать вновь принятым сотрудникам о порядке мобилизационной подготовки, об ответственности за неисполнение требований закона, о требованиях к документам воинского учета.

Передаем информацию в комиссариат

Второе направление работы — постоянное взаимодействие с военкоматами. В комиссариат передавайте информацию обо всех обнаруженных в документах нарушениях: неточных или ошибочных данных, отсутствии записей, страниц или даже документов, подделанных военных билетах или удостоверениях запасника.

И главное — в комиссариаты нужно сообщать о сотрудниках, которые уклоняются от воинских обязанностей. В противном случае будет наложен административный штраф в размере от 3 до 10 минимальных размеров оплаты труда.

Своевременно сдаем отчеты по форме

Ежемесячно организация должна направлять в военкоматы по месту нахождения или органы местного самоуправления списки принятых и уволенных сотрудников, которые подлежат воинскому учету. Один раз в год — списки мужчин, которым в следующем за отчетным годом исполнится 17 лет, а также несколько других отчетов. В их числе формы № 6 «Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе», № 18 «Карточка первичного учета организации», № 16 «План замены специалистов, призываемых на военную службу по мобилизации и в военное время» и др.

Чтобы не ошибиться в перечне отчетов и сроках их сдачи, обратитесьв военкомат по месту регистрации предприятия. Вы получите образцы документов и инструкцию, как их правильно заполнять.

О том, как формировать отчетность в военкоматы в программе Контур-Персонал, мы расскажем в одном из следующих материалов.


* Извещения, уведомления, направления, справки
* Образцы приказов, оформляемых кадровой службой, на все иные случаи жизни
* Сэкономить время при создании документа

Прием на работу и учет военнообязанных

Почти в каждой организации работают военнообязанные сотрудники.
Какие сведения работодатель имеет право требовать от военнообязанного работника, что нужно учесть при заключении трудового договора с военнообязанным, а также ответственность, которая предусмотрена при приеме на работу военнообязанного, не предъявившего документы воинского учета.

Прием на работу

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 4 декабря 2007 г., с изм. и доп. от 1 января 2008 г.; далее - Федеральный закон № 53-ФЗ) п. 14 Положения о воинском учете (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.; далее - Положение о воинском учете) лицами, подлежащими призыву на военную службу, являются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ).

Таким образом, при трудоустройстве работник должен предъявить документы воинского учета, а именно:
- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников и военный билет либо временное удостоверение, выданное взамен военного билета, - для граждан, пребывающих в запасе.
Если гражданин, устраивающийся на работу, отказывается представить документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ, то работодатель имеет право и даже обязан отказать ему в приеме на работу. В данном случае отказ является обоснованным, поскольку установленные Трудовым кодексом РФ требования являются обязательными.
Если все же работодатель принял на работу гражданина, обязанного состоять на воинском учете, который не предъявил документы воинского учета, то он должен в двухнедельный срок со дня приема на работу указанного работника уведомить об этом соответствующий военкомат. То же самое необходимо будет сделать и при увольнении.
За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность.
Извлечение из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете 3. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, - влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.
Кроме того, работодатель будет нести ответственность за нарушение требований трудового законодательства, которая предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ.
В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны:

По запросу военкомата и органов местного самоуправления направлять в двухнедельный срок необходимые сведения о гражданах, обязанных состоять на воинском учете (п. 32 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности пунктом 3 ст. 21.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность;
представлять ежегодно до 1 ноября в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет (пп. 32 и 34 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 300 до 1 000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан (п. 32 Положения о воинском учете);
вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты (п. 32 Положения о воинском учете);
оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами (п. 32 Положения о воинской учете).

За нарушение указанной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 500 до 1 000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Учет граждан, состоящих на воинском учете

Согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 14 июля 2008 г.; далее - Федеральный закон № 61-ФЗ) все организации обязаны осуществлять воинский учет.
Воинский учет граждан Российской Федерации организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом № 61-ФЗ, Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 25 октября 2006 г.), Положением о воинском учете.
Воинский учет - это вид исполнения гражданами воинской обязанности, который обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.
С 1 января 2008 года вступили в силу «Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях».
Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях» разработаны Генеральным Штабом Вооружённых Сил Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами 1996 года № 61-ФЗ "Об обороне", 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", 1997 года № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации № 719 от 26 ноября 2006 года "Об утверждении Положения о воинском учете".
Методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в ведении воинского учета граждан.
Для учета военнообязанных в организации должны быть оформлены следующие документы:

Приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе;
план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан;
картотека личных карточек (формы № Т-2 и Т-2ГС (МС), утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1) на сотрудников, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу;
журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных сотрудников, пребывающих в запасе;
справочная информация (стенды открытого доступа) об обязанностях работников по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации и др.

Согласно п. 14 Положения о воинском учете воинскому учету подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;
б) граждане, пребывающие в запасе:

Мужского пола, пребывающие в запасе;
уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
успешно прошедшие программу подготовки офицеров запаса на военных кафедрах различных учебных заведений;
не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;
не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам до 27 лет;
уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Военнообязанными также являются женщины, имеющие воинские звания и зачисленные в запас, имеющие специальности согласно Перечню военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет (утвержден постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.). Сделать ссылку
Приложение № 2
к Методическим рекомендациям (п. 12)

ПЕРЕЧЕНЬ
военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет
I. Военно-учетные специальности
Военно-учетные специальности, полученные гражданами женского пола при прохождении военной службы в федеральных органах исполнительной власти, в которых Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрена военная служба.
II. Профессии и специальности , приобретенные в образовательных учреждениях, других учреждениях, а также в организациях в ходе трудовой или иной деятельности, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет
1. Связь.
Профессии: Монтажник оборудования связи, монтажник связи - антенщик, монтажник связи - кабельщик, монтажник связи - линейщик, монтажник связи - спайщик, оператор связи, электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации, электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий, электромонтер-релейщик, электромонтер по ремонту и обслуживанию аппаратуры и устройств связи, электромонтер стационарного оборудования радиорелейных линий связи, электромонтер стационарного оборудования радиофикации, электромонтер стационарного оборудования телеграфной связи, электромонтер стационарного оборудования телефонной связи, электромонтер стационарного радиооборудования, электромонтер приемопередающей станции спутниковой связи, радист-радиолокаторщик, радиотелеграфист, радиотехник, телеграфист, телефонист, электрофотограф, фотолаборант, лаборант-фотометрист.
Специальности среднего профессионального образования: Электроника и микроэлектроника, радиотехника, телекоммуникации, микроэлектроника и твердотельная электроника, электронные приборы и устройства, радиоаппаратостроение, сети связи и системы коммутации, многоканальные телекоммуникационные системы, радиосвязь, радиовещание и телевидение, эксплуатация метеорологических радиотехнических систем, эксплуатация средств связи, эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов, аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ, техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям), радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратов.
Направления подготовки и специальности высшего профессионального образования: Радиотехника, радиоэлектронные системы, средства радиоэлектронной борьбы, проектирование и технология радиоэлектронных средств, телекоммуникации, сети связи и системы коммутации, многоканальные телекоммуникационные системы, радиосвязь, радиовещание и телевидение, средства связи с подвижными объектами, защищенные системы связи.
2. Вычислительная техника
Профессии: Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, электромеханик по ремонту и обслуживанию счетно-вычислительных машин.
Специальности среднего профессионального образования: Информатика и вычислительная техника, вычислительные машины, комплексы, системы и сети, автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям), программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей.
Направления подготовки и специальности высшего профессионального образования: Информатика и вычислительная техника.
3. Оптические и звукометрические средства измерения и метеорология
Профессии: Метеоролог, техник-метеоролог, синоптик, оптик, оптик-механик, аэрофотогеодезист, геодезист.
Специальности среднего профессионального образования: Гидрология, метеорология, геодезия, прикладная геодезия, аэрофотогеодезия.
Направления подготовки и специальности высшего профессионального образования: Гидрометеорология, геодезия.
4. Медицина
Профессии: Дезинфектор, оператор дезинсекционных установок, инструктор-дезинфектор, медицинский дезинфектор, фельдшер, фельдшер-лаборант, младший фармацевт, фармацевт, зубной врач, зубной техник, рентгенолаборант, рентгеномеханик.
Специальности среднего профессионального образования: Лечебное дело, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация, сестринское дело, лабораторная диагностика, стоматология ортопедическая, стоматология профилактическая.
Направления подготовки и специальности высшего профессионального образования: Лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация, сестринское дело.
5. Полиграфия
Профессии: Гравер, гравер валов, гравер печатных форм, гравер шрифта, фотоцинкограф, наладчик полиграфического оборудования.
Специальности среднего профессионального образования: Издательское дело.
Направления подготовки и специальности высшего профессионального образования: Полиграфия, технология полиграфического и упаковочного производства.
6. Картография, топогеодезия, фотограмметрия и аэрофотослужба Профессии: Гравер оригиналов топографических карт, техник аэрофотографической лаборатории, техник аэрофотосъемочного производства, техник-аэрофотограмметрист.
Специальности среднего профессионального образования: География и картография, картография.
Направления подготовки и специальности высшего профессионального образования: География и картография.
В организациях на каждого нового сотрудника в отделе кадров заводят личную карточку (форма № Т-2).
В разделе II «Сведения о воинском учете» указывают возраст, образование и воинское звание военнообязанного сотрудника, находящегося в запасе, а также возраст и образование сотрудника-призывника (пример 1–3).
Личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела картотеки граждан, пребывающих в запасе.
При увольнении граждан с работы (отчислении из образовательных учреждений) личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) уволенных (отчисленных из образовательных учреждений) военнообязанных запаса и призывников изымаются из картотеки организаций, сдаются в архив и хранятся в нем в течение 75 лет.
Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления.
В обязанности работодателя по осуществлению воинского учета входит хранение, обновление и передача в военкомат сведений о военнообязанных работниках.
Число работников по воинскому учету и бронированию граждан в организациях определяется исходя из норм, установленных п. 12 Положения о воинском учете.
ТАБЛИЦА
Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях
В случае отсутствия военно-учетного работника (по причине болезни или отпуска) руководитель должен назначить другого ответственного за учет работника, которому по акту передают все документы, в том числе бланки специального учета (журнал проверок состояния воинского учета) и личные карточки (форма № Т-2).
Руководители организаций обязаны выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов. Расходы, связанные с ведением воинского учета, организация несет сама.

Заместителю директора по общим вопросам
ООО «Парус»
М.В.Утину
от начальника отдела кадров Шишкиной К.А.

Служебная записка

Довожу до Вашего сведения состояние дел по ведению воинского учета в нашей организации ООО «Парус».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006г. № 719 воинский учет осуществляется организациями. За состояние воинского учета отвечают руководители организаций.
В ООО «Парус» последние 2 года не ведется учет, не подаются сведения по воинскому учету в военный комиссариат.
В обязанности должностного лица по ведению воинского учета, бронированию граждан, пребывающих в запасе входит работа по:

1 Постановка на воинский учет граждан, принятых на работу. Проверка у граждан наличия воинских учетных документов и отметок военкомата о постановке на воинский учет, заполнение на них личных карточек (форма Т-2). В дни приема на работу
2 Снятие с учета граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу. В дни увольнения
3 Направление в военкомат сведений о принятых на работу и уволенных с работы граждан, пребывающих в запасе, а также об изменениях их военно-учетных данных. в 2-х недельный срок
4 Внесение в личные карточки изменений по служебному и семейному положению, образованию, месту жительства. Постоянно
5 Проведение сверки личных карточек (форма Т-2) с записями в военных билетах граждан, пребывающих в запасе. Ежеквартально
6 Подготовка личных карточек на лиц, снятых с воинского учета по состоянию здоровья (уточнить даты исключения, номера приказов и статей) для сверки с военкоматом. 1 раз в полугодие
7 Направление в военкоматы, в которых состоят на учете работающие в организации граждане, пребывающие в запасе, списки для сверки учетных данных. Ежегодно
8 Проверять состояние картотеки с личными карточками граждан, пребывающих в запасе:
- правильность построения картотеки;
- правильность, полнота и качество заполнения личных карточек.
Ежеквартально
9 Проводить сверки личных карточек граждан, пребывающих в запасе с учетными данными военкоматов города и области Ежегодно
10 Вести учет граждан, пребывающих в запасе, заявивших об изменении состояния здоровья и сообщать об этом в военкомат. Ежемесячно
11 Уточнение плана замены руководителей, специалистов и высококвалифицированных рабочих, призываемых по мобилизации и в военное время. 1 раз в полугодие
12 Уточнение плана оповещения граждан, пребывающих в запасе, в рабочее время. 1 раз в полугодие
13 Отбор личных карточек граждан, пребывающих в запасе, имеющих право на отсрочку от призыва по мобилизации и в военное время. Постоянно
14 Оформление отсрочек от призыва на граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию. в 10-ти дневный срок по истечении испытательного периода
15 Аннулирование отсрочек от призыва граждан, пребывающих в запасе, утративший срок в 5-ти дневный срок
16 Изъятие из картотек карточки на граждан, пребывающих в запасе, и подлежащих исключению с воинского учета по возрасту, или по болезни, сделав отметку об исключении в разделе 2 личных карточек (ф.Т-2). Перед составлением отчета
17 Составление отчета по форме № 6, анализ обеспеченности трудовыми ресурсами. до 1 января

По предварительному подсчету в ООО «Парус» около 52 работающих сотрудников подлежат воинскому учету. Этот участок работы в настоящее время находится в запущенном состоянии.
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006г. № 719 «Об утверждении воинского учета» число работников, осуществляющих воинский учет в организациях определяется с учетом следующих норм:
- при наличии менее 500 работающих граждан - 1 работник, выполняющий обязанности по воинскому учету, по совместительству.
В соответствии с вышеизложенным и требованиями законодательства РФ, регламентирующих работу по воинскому учету,
прошу Вас решить вопрос о возложении обязанностей по ведению воинского учета, бронированию граждан, пребывающих в запасе, на начальника штаба по ГО и ЧС Котова Алексея Васильевича, по совместительству исполняющего обязанности специалиста по мобилизационной работе.