Как проходит соут. Когда можно обойтись без спецоценки условий труда? При введении в штатное расписание новой должности, в какой срок нужно провести специальную оценку? В случае переезда организации в другое помещение нужно ли проводить специальную оценку

20.06.2022 Удача

С 2014 года все работодатели (компании и ИП) обязаны проводить . В статье показаны виды работников, когда специальная оценка условий труда не требуется. Стоит отметить, что результаты проведенной аттестации рабочих мест за предыдущие годы будут считаться действительными в течение пяти лет с момента проведения. Иными словами, если в вашей фирме проводилась аттестация, к примеру, в 2012 году, то специальная оценка по труду понадобится лишь в 2017 году. Крайний срок проведения специальной оценки условий труда - 31.12.2018 г.

Спецоценка условий труда в офисе или ликвидируемой организации

Компания в стадии ликвидации, нужно проводить СОУТ?

Пока не исключили из ЕГРЮЛ - могут придраться.

Нужно ли проводить спецоценку условий труда в отношении рабочих мест офисных работников (управленческого персонала)?

Да, нужно. Специальная оценка условий труда проводится в отношении условий труда всех работников, работающих в организации или у индивидуального предпринимателя. Исключение составляют надомники и дистанционные работники (ст. 3 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Прошел слух, что будет отказано в приеме годовой бухгалтерской отчетности тем налогоплательщикам, которые не заботились проведением СОУТ. Телефонные звонки с такими угрозами начали получать бухгалтеры.

Под эгидой СОУТ коммерческие фирмы пытаются продать свои услуги.

Что касается отчета 4-ФСС, то в нем данные по СОУТ отражаются на начало года , а значит данные о проведенной в этом году спецоценке появятся в отчете за 1 квартал 2019 года.




Какие рабочие места должны быть аттестованы?

По общему правилу, СОУТ включает в себя измерение опасных производственных факторов в ходе осуществления, например, штатных производственных процессов.

СОУТ необходимо провести на всех рабочих местах , даже на тех, где отсутствует фактор «вредности» (например, рабочее место бухгалтера, менеджера, директора), за некоторым исключением (см. ниже). В отношении рабочих мест, которые признаются аналогичными, достаточно провести СОУТ только в отношении 20% таких мест (но не менее двух рабочих мест). Поэтому по остальным рабочим местам результаты оценки будут распространяться автоматически (ст.9 Закона №426-ФЗ).

Важно! Например, если в компании работают шесть аудиторов, которые находятся в одной комнате, пользуются одинаковым оборудованием (компьютером, принтером и т.п.), то их рабочие места можно считать аналогичными и вместо шести оценить только два рабочих места.

Рабочие места менеджера и бухгалтера (разный функционал, должности) нельзя считать аналогичными и правило 20% (но не менее двух рабочих мест) в этом случае не действует.

Существуют и обстоятельства, согласно которым возникает необходимость в досрочной оценке. Они перечислены в п.1 ст.17 . К таким обстоятельствам относятся:

  • Выявленные профзаболевания, вызванные по причине влияния на работника вредных факторов производства.
  • Несчастные случаи на рабочем месте.

Переход от аттестации к спецоценке регламентируется статьей 27 Закона № 426-ФЗ. Закон № 426-ФЗ (п. 3 ст. 3) изменил перечень рабочих мест, которые подлежат специальной оценке. Различия в подходах к аттестации и к специальной оценке охарактеризованы в Таблице ниже.

к меню


ВАЖНО про СОУТ!!!

Штрафовать будут, начиная с 2019 года. Минимальный штраф - 60 тр. Данные об оценке приведены в таблице 5 .

Надо ли проводить СОУТ, если в организации числится только директор, а заработная плата не начисляется?

Работодатель должен исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о спецоценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Также на основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426‑ФЗ он обязан обеспечить проведение СОУТ.

Из приведенных норм видно, что для организации, в штате которой отсутствуют наемные работники, кроме директора, исключений не предусмотрено. Следовательно, необходимо провести СОУТ в отношении рабочего места директора.

Генеральный директор удаленным работником быть не может. Если есть аренда офиса, значит, есть и рабочее место.

Примечание : А вот если фирма зарегистрирована на жилой адрес прописки директора - то он уже надомник!

Роструд считает : есть аренда офиса - есть рабочее место, пусть не всех работников, но генерального директора - точно. И пусть аренда офиса, это вынужденные траты из-за юрадреса, а генеральный работает дома. Нужно платить - или за спецоценку, или штраф. Удаленным или надомником может быть любой работник, кроме генерального директора.

Есть старый, 2015 года комментарий Информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г. на Гаранте... ссылка

С 2020 года автоматически пойдут штрафы за СОУТ

С 2020 года в автоматическом режиме начнут штрафовать предприятия с рабочими местами, которые действуют больше года и по которым нет информации о проведении СОУТ в системе ФГИС СОУТ.

Данные о СОУТ заносят в ФГИС СОУТ уже с 2014 года, но в первый год в систему попали не все результаты СОУТ. Поэтому точные данные, которые можно использовать. Чтобы наказать работодателей, которые не провели СОУТ, есть только с 2015 года. И автоматически штрафовать работодателей начнут с 2020 года.

До этого времени штраф грозит только предприятиям. Которые инспекция труда в 2019 году проверит по плану или вне плана. Сейчас Роструд готовит проекты НПА. Которые будут регулировать, как инспекция будет привлекать предприятия в автоматическом режиме.

Компании, кто обязан провести СОУТ

1 . Компании, которые в прошлые годы не проводили аттестацию рабочих мест либо проводили, но срок действия результатов уже закончился.

2 . Компании, в которых организованы новые рабочие места (не считая рабочих мест дистанционных работников и надомников) или изменился технологический процесс.

к меню

Как сэкономить на спецоценке условий труда

Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет. Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия. Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в статью 11 закона 426-ФЗ, который действует с 01.05.2016 г.

После специальной оценки компания сдает в трудинспекцию . Раньше в декларацию включали только места без вредных факторов. Теперь компании декларируют рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

  1. По результатам специальной оценки труда работодатели подают декларацию. Образец и форма такой отчетности и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

  2. Что выгоднее – провести специальную оценку труда или платить допвзносы? Как применять дополнительный тариф, если сотрудник совмещает два вида вредных работ? Проведение оценки условий труда.

С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест по условиям труда производится специальная оценка условий труда. По ее результатам устанавливают гарантии и компенсации персоналу, работающему во вредных или опасных условиях. А также определяют тарифы дополнительных взносов в ПФР.

В редакции Трудового кодекса, действующей с 1 января 2014 года, мы не обнаружим упоминания об обязательной аттестации рабочих мест по условиям труда. Эта процедура осталась в прошлом. Теперь работодатели должны обеспечить специальную оценку условий труда. Такое мероприятие проводится в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Закон № 426-ФЗ в дополнение к Трудовому кодексу устанавливает:

  • обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников;
  • права работников на рабочие места, соответствующие государственным требованиям охраны труда.

Кроме того, пересмотрен ряд норм Трудового кодекса, касающихся льгот работникам, и установлен новый порядок определения дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд. Источник этих новаций -

Итак, спецоценка заменила собой аттестацию. Но в сфере охраны труда эти процедуры в целом решают сходные задачи. Аттестация определялась именно как оценка условий труда (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Спецоценка — это, по сути, аттестация, возведенная в ранг закона

Разберемся: чем спецоценка отличается от аттестации? Действительны ли результаты проведенной аттестации? В какие сроки предстоит провести спецоценку? Что изменилось в работе бухгалтера?

Когда можно обойтись без спецоценки?

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда () не отменен, но оснований для проведения аттестации с этого года уже не имеется. Зато в течение пяти лет со дня завершения аттестации специальную оценку условий труда для этих рабочих мест можно не производить (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Проще говоря, результаты такой аттестации «не пропали даром». Завершить спецоценку всех мест нужно не позднее 31 декабря 2018 года.

Напомним: аттестацию вновь организованных рабочих мест требовалось осуществить не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест (п. 4 Приказа № 342н). Следовательно, рабочие места, созданные на протяжении 2013 года, аттестовывать было необязательно. С 2014 года. рабочие места, аттестация которых не проводилась или за давностью утратила силу, потребуют уже спецоценки. Правда, на спецоценку новых рабочих мест законодатель отводит уже полгода (ст. 17 Закона № 426-ФЗ).


Пример

Компания ввела в эксплуатацию рабочие места 1 апреля 2013 г. На протяжении прошлого года их аттестация на законном основании не проводилась. В отсутствие и аттестации, и спецоценки в текущем году компания окажется нарушителем законодательства о труде и об охране труда (). Административное правонарушение выражается в бездействии, поэтому относится к длящимся (постановление Челябинского областного суда от 31 октября 2011 г. № 4а11-887). Значит, что постановление по нему может быть вынесено в пределах двух месяцев со дня обнаружения ().

Обстоятельства, в связи с которыми необходима досрочная спецоценка (до истечения срока аттестации), перечислены в пункте 1 статьи 17 Закона № 426-ФЗ. К ним относяится произошедший на рабочем месте несчастный случай или выявленное профзаболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов. Заметьте: подобные события не являлись основанием для повторной аттестации.

Переход от аттестации к специальной оценке регламентирует статья 27 Закона № 426-ФЗ.

И вот что еще важно: Закон № 426-ФЗ (п. 3 ст. 3) изменил перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке. Различия в подходах к аттестации и к спецоценке охарактеризованы в Таблице 2.

Таблица 2

Изменения в перечне условий труда, требующих оценки

Аттестация

Специальная оценка

Надомники

Проводилась на общих основаниях (кассационное определение Нижегородского областного суда от 20.12.2011 по делу № 33-12014/2011)

Не предусмотрена

Дистанционные работники

Проводилась, только если предусматривалась трудовым договором ()

Работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями

Не предусматривалась

Работники:

Исключительно занятые на персональных компьютерах (например, оператор компьютерного набора в издательстве)

Эксплуатирующие

▪ аппараты копировально-множительной техники настольного типа;

▪ единичные стационарные копировально-множительные аппараты - периодически, для нужд самой организации;

▪ иную офисную оргтехнику (телефоны и др.);

▪ бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства

Не предусматривалась,

за исключением рабочих мест с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медосмотров (обследований)

Проводится на общих основаниях

Как видно, теперь условия труда надомников оценке не подлежат. Видимо, надомный труд вредных или опасных условий все же не подразумевает. Имейте в виду: пределы использования жилых помещений для осуществления профессиональной деятельности установлены .

На практике использовать право на непроведение аттестации «компьютерных» рабочих мест было невозможно. Исключительная занятость на них все же подразумевает использование ПЭВМ более 50 процентов рабочего времени. Но при таких обстоятельствах работникам требуются периодические осмотры невролога и офтальмолога. А значит, аттестация необходима, что подтверждает . Если же работник использует персональный компьютер менее 50 процентов времени, то согласитесь: о его исключительной занятости на нем говорить не приходится. Аттестационная комиссия должна была разобраться, чем он занят в остальное время (апелляционное определение Саратовского областного суда от 22 августа 2013 г. по делу № 33-5043).

Елена Диркова, для журнала «Практическая бухгалтерия»


Работа с кадрами на предприятии

Правильно составленные документы защитят от штрафных санкций со стороны проверяющих, выведут из конфликтной ситуации с работниками. С электронной книгой «Работа с кадрами на предприятии» у вас будет в полном порядке вся документация.

Специальная оценка условий труда – это обязанность всех работодателей, предусмотренная Трудовым Кодексом. Рассмотрим основные аспекты, связанные с ее организацией и проведением.

Понятие и правовые основы спецоценки условий труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ) представляет собой систему мероприятий по оценке вредных и опасных производственных факторов, влияющих на работника.

Обязанность ее проведения установлена ТК РФ (ст. 212). Основным нормативным документом, регламентирующим СОУТ, является закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Кроме того, отдельные вопросы, связанные с проведением СОУТ, более подробно раскрываются в постановлениях Правительства и документах профильных ведомств (Минтруда, Минздравсоцразвития).

Кто и в какие сроки обязан проводить СОУТ

Спецоценка в обязательном порядке проводится всеми экономическими субъектами (юридическими лицами и ИП), пользующимися услугами наемных работников. Оценивать нужно все рабочие места, как постоянные, так и временные, даже если речь идет о сотрудниках с разъездным характером работы.

СОУТ не проводится только в отношении следующих категорий работников (п. 3 ст. 3 закона № 426-ФЗ):

  1. Работающих на дому или дистанционно.
  2. Работников, нанятых физическими лицами, не являющимися ИП (помощники по хозяйству, репетиторы и т.п.).
СОУТ в общем случае нужно проводить не реже один раз в пять лет (ст. 8 закона № 426-ФЗ).

Для конкретного работодателя сроки проведения СОУТ устанавливаются с учетом переходных положений, предусмотренных в ст. 27 закона № 426-ФЗ. Дело в том, что спецоценка является «преемницей» действовавшей до 2014г. аттестации рабочих мест. Поэтому если на предприятии до 31.12.2013г. была проведена аттестация, то СОУТ можно не проводить в течение 5 лет после нее. Переходный период заканчивается 31.12.2018г., к этому времени все работодатели должны провести СОУТ по новым правилам.

Однако для отдельных категорий рабочих мест следует провести спецоценку в кратчайшие сроки, не дожидаясь завершения переходного периода. Речь идет о рабочих местах с вредными и опасными условиями труда. Их категории перечислены в п. 6 ст. 10 закона № 426-ФЗ.

Кроме того, в случаях, перечисленных в п. 1 ст.17 Закона № 426-ФЗ, оценку условий труда на рабочем месте следует проводить вне плана. В первую очередь это касается появления новых рабочих мест или существенных изменений условий работы на существующих местах. Кроме того, внеплановая СОУТ проводится после несчастного случая, на основании предписания контролирующих органов или по заявке профсоюза. Сроки проведения внеплановой СОУТ – от 6 до 12 месяцев, в зависимости от основания.

Работодатель выбирает организацию из реестра и заключает с ней договор на проведение СОУТ. Заказчик обязан предоставить исполнителю все документы и другую информацию, необходимую для работы.

В первую очередь нужно выбрать рабочие места для проведения оценки и составить график, учитывая все особенности установления сроков проведения СОУТ, перечисленные в предыдущем разделе.

Сама спецоценка условий труда заключается в выявлении и измерении вредных и опасных производственных факторов. По ее итогам каждому проверенному рабочему месту присваивается один из четырех классов опасности. Выбор класса зависит от наличия и интенсивности влияния на работника указанных отрицательных факторов.

Результаты проведенной СОУТ оформляются в виде отчета, который должен быть подписан всеми членами комиссии.

Информация о результатах СОУТ:

  1. Должна быть доведена до работников и размещена на сайте компании в 30-дневный срок после подписания отчета (ст. 15 закона № 426-ФЗ).
  2. Включается в декларацию соответствия условий труда, предоставляемую в Минтруд.
  3. Направляется в подразделение ФСС РФ для принятия решения о корректировке страховых тарифов (подробнее – в следующем разделе).
  4. Размещается в государственной информационной системе (ст.18 закона № 426-ФЗ).

Читайте также Сколько дополнительных дней отпуска полагается ветеранам труда

Правовые последствия СОУТ

Итоги проведенной СОУТ влияют на трудовые отношения с работниками и на ставки взносов во внебюджетные фонды.

Работникам, чьи рабочие места признаны вредными или опасными (3-4 класс) полагаются различные гарантии и компенсации в соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами:

  1. Сокращенное рабочее время (ст. 92 ТК РФ).
  2. Повышенные тарифные ставки (ст. 146, 147 ТК РФ).
  3. Дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ).
  4. Досрочный выход на пенсию (ст. 27 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
  5. Ограничения для работы на таких местах женщин и несовершеннолетних (ст. 253, 265 ТК РФ).
  6. Регулярные медосмотры (ст. 213 ТК РФ).
  7. Предоставление средств индивидуальной защиты.
  8. Выдача молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).

Кроме того, по итогам СОУТ разрабатываются и внедряются мероприятия по охране труда и улучшению его условий.

ФСС РФ может предоставить компании скидки (или напротив – надбавки) к действующему тарифу на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Правила предоставления скидок (надбавок) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524. Решение ФСС по поводу тарифов зависит от состояния охраны труда на предприятии, одной из важнейших характеристик которого и является результат СОУТ.

Также оценка условий труда влияет и на начисление дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование (ст. 428 НК РФ). Определение конкретных классов и подклассов условий труда по рабочим местам позволяет начислять эти взносы более дифференцированно и в большинстве случаев – снизить суммы платежей.

Санкции за нарушения порядка проведения СОУТ

Административный кодекс предусматривает санкции за эти нарушения как для работодателей, так и для специализированных организаций, проводящих оценку.

Работодатели при первом нарушении законодательства о СОУТ получают предупреждение либо подвергаются следующим штрафным санкциям (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  1. Должностные лица и ИП – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  2. Юридические лица – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей.

15.09.2016 10:47:00

С 2014 г. все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест, которая введена взамен аттестации рабочих мест, в целях определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников (ст. 212 ТК РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Рассмотрим особенности данной процедуры.

КТО И КОГДА?

Под специальной оценкой условий труда рабочих мест (спецоценкой) понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По итогам проведения спецоценки для разных категорий работников устанавливаются классы и подклассы условий труда. Результаты специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Закона № 426-ФЗ).

Данная процедура обязательна абсолютно для всех работодателей, имеющих работников, без исключения, в том числе и для индивидуальных предпринимателей. Не нужно проводить спецоценку условий труда для надомников и работников, которые трудятся удаленно (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Несмотря на обязательность спецоценки, многие работодатели не торопятся ее проводить.

По общему правилу спецоценка условий труда должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Она проводится совместно работодателем и специализированной организацией, соответствующей требованиям ст. 19 Закона № 426-ФЗ, в соответствии с Методикой проведения, которая утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ).

Однако это правило действует только с 1 января 2014 г., поэтому в Законе № 426-ФЗ установлены переходные положения, регламентирующие сроки, в которые должна быть проведена первая специальная оценка условий труда. При этом срок проведения плановой спецоценки зависит от того, была ли проведена до 2014 г. аттестация рабочих мест.

Если в отношении рабочих мест ранее была проведена аттестация, то спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. При этом результаты аттестации рабочих мест могут использоваться в течение этого времени для целей специальной оценки, но не позже 31 декабря 2018 г. (ст. 7 Закона № 426-ФЗ). В частности, результаты аттестации рабочих мест используются для определения дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Так, при наличии актуальных результатов аттестации рабочих мест, согласно которым условия труда признаны вредными и опасными, применяются дифференцированные тарифы дополнительных взносов в ПФР от 2 до 8% (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Письма Минтруда России от 24.04.2015 № 17-3/В-215, от 13.03.2014 № 17-3/В-113, от 18.04.2014 № 17-3/В-171). Если же по итогам аттестации установлены оптимальные или допустимые условия, то дополнительный тариф в размере 0% применять нельзя. В этом случае, а также при отсутствии результатов аттестации следует уплачивать дополнительные взносы в ПФР по общим тарифам в размере 9 и 6% в зависимости от сферы деятельности (ч. 1 - 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и п. п. 1, 2 ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Письмо ПФР от 12.02.2014 № НП-30-26/1707).

В то же время работодатель вправе провести специальную оценку в порядке, установленном Федеральным законом № 426-ФЗ, и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). При этом за месяц, в котором был утвержден отчет о проведении спецоценки, взносы по доптарифам уплачиваются только с той части выплат, которая начислена за период со дня утверждения отчета до конца месяца (Письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

В случае если аттестация рабочих мест ранее не проводилась, по общему правилу спецоценку нужно завершить до 31 декабря 2018 г. При этом нормами ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ предусмотрено, что спецоценка может проводиться поэтапно (Письма Минтруда России от 20.10.2015 № 15-1/ООГ-5597, от 08.12.2014 № 15-1/В-1829). Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия.

Из этого правила есть исключения. Положение о том, что спецоценку необходимо завершить до конца 2018 г., не распространяется на рабочие места сотрудников, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ. Это рабочие места сотрудников, чьи профессии и специальности включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости; рабочие места работников, которым предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда (Письмо Роструда от 08.12.2014 № 15-1/В-1829).

Вместе с тем Роструд в Письме от 20.11.2015 № 2628-6-1 указал, что спецоценка тех рабочих мест, по которым действующие результаты аттестации рабочих мест отсутствуют, должна быть проведена в кратчайшие сроки.

Однако ВС РФ в Постановлении от 22.01.2016 № 36-АД15-5 подтвердил, что специальная оценка условий труда по должности, не указанной в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, и при отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки может быть осуществлена не позднее чем 31 декабря 2018 г.

Ранее судебная практика по этому вопросу складывалась противоречиво. Некоторые суды считали, что нельзя откладывать спецоценку, если организацией не была проведена аттестация рабочих мест. Такие выводы сделаны в Апелляционных определениях Архангельского областного суда от 23.03.2015 по делу № 33-1316/2015, Московского городского суда от 26.02.2015 по делу № 33-5865/15 .

Однако есть решение, в котором суд указал, что, если отсутствуют рабочие места, содержащие потенциально вредные или опасные факторы, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г. (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 11.11.2014 по делу № 11-11698/2014).

Следовательно, провести поэтапно специальную оценку условий труда можно в отношении рабочих мест сотрудников, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ:

- чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
- условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Нарушение сроков и порядка проведения спецоценки на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Поэтому, если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет классифицироваться как нарушение требований охраны труда.

Из ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ следует, что нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

- на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в размере от 5000 до 10 000 руб.;
- на юридические лица - от 60 000 до 80 000 руб.

За повторное совершение нарушения предусмотрено более жесткое наказание в виде:

- штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет - для должностных лиц;
- от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток - для индивидуальных предпринимателей;
- от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток - для организаций.

Такая ответственность предусмотрена ст. 5.27.1 КоАП РФ.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ


Условия труда на рабочих местах для вновь зарегистрированной организации также подлежат специальной оценке (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Смена офиса тоже является вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Соответственно, на этих рабочих местах должна быть проведена внеплановая специальная оценка условий труда. В описанных ситуациях специальная оценка проводится в течение шести месяцев с момента ввода в эксплуатацию новых рабочих мест (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

В целях сокращения затрат на проведение спецоценки работодателям можно проводить ее не на всех рабочих местах. При выявлении аналогичных рабочих мест спецоценка проводится только в отношении 20% из них, но не менее чем на двух местах. Результаты спецоценки применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). А также одновременно имеют следующие характеристики:

- профессии, должности, специальности одного наименования;
- использование одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- выполнение идентичных трудовых функций в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
- обеспеченность одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Внеплановая специальная оценка необходима только в определенных случаях:

- при появлении на предприятии новых рабочих мест;
- если она будет назначена трудовой инспекцией;
- при изменении технологического процесса, замене оборудования, замене используемых материалов и сырья, замене средств индивидуальной или коллективной защиты, при условии, что эти изменения повлияют на уровень вредных и опасных факторов;

- если произошел несчастный случай или профзаболевание;
- по инициативе профсоюза.

Провести спецоценку следует в течение шести месяцев со дня наступления какой-либо из перечисленных ситуаций (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). При этом оценивать нужно только те рабочие места, на которых произошли изменения или по которым вынесены предписания. Внеплановая спецоценка проводится в порядке, идентичном порядку проведения плановой спецоценки. Важно! Результаты аттестации рабочих мест, которые оформлены после 31 декабря 2013 г., использовать нельзя (Письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

Т. Нечаева,

ведущий консультант ДКПО группа компаний «Ю-Софт»


Источник
: «ЭЖ-Юрист», № 15, 2016 (материал размещен в СПС КонсультантПлюс); электронный ресурс: consultant.ru .